Печать 

Посещения: 1461

  0 / 0
ПлохоЛучший 

Обзор

Автор usit

Н. Н. Павлюченков, Шеллинг и Русское богословие XIX-XX вв. // Филаретовский альманах. 2016. № 12. С. 155-172.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание к богословским аспектам религиозно-философского наследия Шеллинга, а также к проблеме соотношения его идей и концепций некоторых русских религиозных философов. Автор последовательно рассматривает работы  А. С. Хомякова, В. С. Соловьева С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского и обсуждает связь некоторых их богословских взглядов с учением Шеллинга. В учении Шеллинга выделяются три главные идеи: Бог — это Абсолют, ко-торый должен изменяться внутри себя; эти изменения являются причиной появления мира и «первородного греха»; необходимость зла для наличия  добра. В учении Хомякова обнаруживается идея необходимости зла — идея необходимости восходить на качественно новый уровень духовного разви-тия через появление и временное развитие негативных процессов. В концепции Соловьева раскрываются его представления о необходимости внутреннего различения в Боге «Его Самого» и «Его Другого». Согласно Соловьеву, Бог утверждает Себя посредством отпадения Себя от Самого Себя. Бог имеет онтологическую потребность в существовании мира и в постепенном развитии Богочеловечества. Подчеркивается, что именно эти взгляды легли в основу более поздних концепций С. Н. Булгакова. В целом Булгаков оказался к Соловьеву и Шеллингу гораздо ближе, чем Флорен-ский. Но и у Флоренского содержится целый ряд идей, введенных в богословие из религиозно-философского наследия Шеллинга. В статье делается главный вывод, согласно которому Шеллинг действительно оказал значи-тельное влияние на ряд представителей русского богословия XIX–ХХ вв.

Дата размещения: