На правах рукописи
НЕРОНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА
Феномен православного аскетического подвижничества
в русской культуре
Специальность 09. 00. 14
Философия религии и религиоведение
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Санкт-Петербург – 2011
Работа выполнена на кафедре философии автономного образовательного учре-ждения высшего профессионального образования «Ленинградский государст-венный университет имени А.С. Пушкина».
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Гордиенко Николай Семенович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент
Гура Владимир Авраамович
Кандидат философских наук, доцент
Тульпе Ирина Александровна
Ведущая организация: Русская христианская гуманитарная
Академия
Защита состоится « 18 » января 2012 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 800.009.01 при автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный универси-тет имени А.С. Пушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского госу-дарственного университета имени А.С. Пушкина
Автореферат разослан « 14 » декабря 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета И.Н. Мочалова 2
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена поиском путей развития религиоведческого знания в контексте формирования новой парадигмы русской духовной культуры. Одной из центральных проблем современной культуры в целом и русской культуры в частности является утрата людьми духовных опор, которые могли бы придать устойчивость и прочность их существованию в по-стоянно меняющемся мире. Для России эта проблема выступает наиболее ост-ро, так как в исторически малый срок изменились границы страны, ее символи-ка, идеология и многое другое. Перспектива построения общества, основанного на принципах гармоничного сочетания материального и духовного развития, требует выявления базовых факторов и механизма формирования и воспроиз-водства духовности, что невозможно без освоения национального культурного наследия, одним из важных элементов которого является духовный опыт пра-вославного аскетического подвижничества.
Сегодня на смену советскому атеизму пришло возрождение религиозности (в том числе православной). Однако возрождение Русской православной церкви вовсе не означает реального массового возврата людей к православной вере. Тем не менее, относительно широкое обращение к православию говорит об ак-туальности поиска духовных ценностей как созидательных сил, без которых современные изменения общественной жизни не обладают достаточным смыс-лом. При этом растет интерес не только к богатому церковному наследию пра-вославия, но также и к духовному опыту православного аскетического подвиж-ничества.
Степень научной разработанности проблемы. По различным аспектам православного аскетического подвижничества на сегодняшний день имеется обширная литература. Однако ни одна из рассмотренных работ не дает целост-ного систематического анализа этого феномена одновременно как центрального элемента православной традиции и значимого элемента русской духовной куль-туры.
3
У истоков осмысления православного аскетического подвижничества стоя-ли восточные отцы церкви IV-XIV веков: Макарий Египетский, Евагрий Пон-тийский, Иоанн Лествичник, Василий Великий, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин, Григорий Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама и другие. Нельзя не отметить тот вклад, который был внесен в осмысление православного аскетиче-ского подвижничества русскими старцами XIV-XV веков: Сергием Радонеж-ским, Нилом Сорским и Иосифом Волоцким.
Возрождение интереса к изучению православного аскетического подвиж-ничества наблюдалось в России во второй половине XVIII-XIX вв. Сначала в богословии – благодаря деятельности Паисия Величковского и его учеников, а затем, начиная с 30-х годов XIX века, в рамках русской религиозно-философской мысли.
Серьезные исследования духовного опыта православного подвижничества были предприняты Вл. Лосским, П. Мининым, Г.П. Флоровским, И.М. Конце-вичем, Л.П. Карсавиным. Обращались к наследию православного подвижниче-ства К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Вл. Соловьев, С.Н. Булга-ков, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Б.П. Вышеславцев, В.А. Аскольдов, В.В. Зень-ковский, Н.П. Гиляров-Платонов, П.А. Флоренский и др.
Одновременно в русской исторической науке начались исследования мо-нашества и русской святости. Появились работы Е.Е. Голубинского, В.В. Зве-ринского, С.М. Зарина, В.О. Ключевского, Г.П. Федотова, П.С. Казанского, Е. Поселянина, митрополита Макария (Булгакова), И.К. Смолича и др.
Параллельно со светской наукой и философией продолжилось религиозное осмысление православного аскетического подвижничества в проповедях и тру-дах И. Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в бого-словских работах еп. Алексия (Дородницына), арх. Василия (Кривошеина), арх. Киприана (Керна) и др.
В Советское время возникли собственные исследования феномена русско-го православного аскетического подвижничества. Здесь можно назвать, к при-меру, работы С.С. Аверинцева, М. Паозерского, А.В. Белова, Н.С. Гордиенко,
4
А.И. Клибанова, Л.А. Дмитриева и др. Параллельно в литературе русского за-рубежья в поздних работах Г.П. Флоровского, С.Н. Булгакова, Вл. Лосского, И. Мейендорфа и др. также продолжилась рефлексия по поводу духовного насле-дия православного аскетического подвижничества.
Православное аскетическое подвижничество нашло свое отражение и в художественной культуре России в творчестве известных русских писателей Н.В. Гоголя, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.
Большое значение для понимания природы мистического опыта и практи-ки аскетического подвижничества сыграли работы религиоведов Р. Отто, Э. Трёльча, Э. Ренана, П. Бергера, М. Элиаде, Е.А Торчинова и др. Нельзя не от-метить и работы У. Джеймса, З. Фрейда, К.Г. Юнга, посвященные психологии религии.
Конец 90-х годов ХХ века ознаменовался всплеском интереса к православ-ному наследию в целом и к православному аскетическому подвижничеству в частности. В это время не только переиздавались дореволюционные работы и труды деятелей русского зарубежья, но и издавались произведения, которые ранее имели хождение только в «самиздатовском» варианте. К ним относятся некоторые работы А.Ф. Лосева, В.М. Лурье, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, С.С. Хоружего и других авторов. В этот период появились новые историче-ские, культурологические, искусствоведческие, богословские работы, посвя-щенные различным аспектам православного аскетического подвижничества. Это работы историков Л.А. Дмитриева, А.И. Сидорова, П.Н. Зырянова, Н.В. Синицыной, Т.В. Барсегян и др.; культурологов С.С. Аверинцева, М.В. Баска-кова, А.И. Бродского, Г.В. Скотниковой, А.А. Власовой и других; философов И.И. Семаевой, О.С. Климкова, В.В. Бычкова, А.Н. Волковой и др.; а также ис-кусствоведов Л.А. Успенского, И.К. Языковой, М.В. Баскаковой; богословов и религиозных ученых В.В. Афанасьева, О.С. Климкова, С.М. Зарина, Х. Панайо-тиса, П.С. Христова, Д. Брэдшоу, А. Льюиса, Д. Коффи и др.
5
В начале XXI века интерес к исследованию православного аскетического подвижничества не ослабевает. Причем наряду с новыми работами авторов, уже давно исследующих данную тему (здесь можно упомянуть Н.С. Гордиенко, А. Ф. Замалеева, И.И. Семаеву, С.С. Хоружего), появляются работы новых ис-следователей. Стоит отметить работы историков И.В. Семененко-Басина, Г.М. Запальского, А.В. Мороза; работы философов Л.О. Василенко, В.Н. Моргачева, И. В. Рынкового, Г.Ю. Каптена, В. И. Постоваловой, А.Н. Лазоревой, Т.А. Се-ниной, А.В. Антоневича и др.; культурологов и искусствоведов Л. В. Филин-даш, Е.П. Наделяевой, А.Г. Григорьева и др. В этот же период появляются и религиоведческие работы, посвященные исследованию православного аскети-ческого подвижничества. Это исследования социокультурного феномена пра-вославного монашества И.В. Астэр, философско-религиоведческий анализ фе-номена аскетизма в нехристианских и христианских традициях С.М. Дергалева, работы по женской святости Е.Б. Емченко, Н.А. Малковой, О.В. Кириченко и др.
Ряд авторов, исследовавших проблемы православной святости, монашест-ва и аскетического подвижничества (И.В. Семененко-Басин, И.В. Астэр, И.В. Рынковой), подчеркивали явную недостаточность изученности таких проблем. Проведенный выше анализ литературы, посвященной осмыслению феномена русского православного аскетического подвижничества и различных аспектов его влияния на русскую культуру, позволяет в целом согласиться с таким мне-нием, а также сделать вывод о том, что, несмотря на наличие значительного ко-личества исследований и публикаций по указанной теме, среди них отсутству-ют работы, посвященные последовательному и всестороннему религиоведче-скому анализу православного аскетического подвижничества как феномена, одновременно принадлежащего религиозной традиции православия и русской духовной культуре.
Объектом исследования является православная традиция в контексте рус-ской духовной культуры.
6
Предметом исследования выступает православное аскетическое подвиж-ничество как элемент русской духовной культуры.
Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования яв-ляется раскрытие сути феномена православного аскетического подвижничества как органической части православной традиции в контексте русской духовной культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

конкретизировать понятие аскетического подвижничества и выделить специфику православного аскетического подвижничества;

выявить связь между святоотеческой литературой и опытом право-славного аскетического подвижничества в русле православной традиции;

проанализировать основные причины принятия и распространения практики православного аскетического подвижничества в ходе процесса хри-стианизации русских земель;

выделить те формы православного аскетического подвижничества, ко-торые оказали влияние на различные направления русской духовной культуры;

исследовать причины проявления интереса к практике православного аскетического подвижничества в русской духовной культуре второй половины XIX века;

определить место и роль аскетического подвижничества в духовной культуре современной России.
Теоретические источники и методологическая основа исследования. В основе данного исследования лежит всесторонний религиоведческий анализ феномена православного аскетического подвижничества, который определил выбор теоретических источников диссертации.
В соответствии с целью диссертации все используемые автором теоретиче-ские источники можно разделить по содержанию и методологическим принци-пам на следующие категории:
1.
Произведения святоотеческой и богословской литературы, посвященные осмыслению духовного опыта православного аскетического подвижничества.
7
2.
Агиографическая литература и патерики (например, Оптинский патерик, Древний патерик).
3.
Произведения писателей, художников, композиторов, публицистов, об-ращающихся в своем творчестве к духовному опыту православного аскетиче-ского подвижничества.
4.
Произведения русских философов XIX-XX веков, посвященные осмыс-лению духовного опыта русского православного аскетического подвижничест-ва, а также современные философские и религиозно-философские работы, по-священные осмыслению духовного опыта православного аскетического под-вижничества.
Теоретико-методологической базой исследования послужили религио-ведческие, исторические и культурологические работы, анализирующие фено-мен русского православия и аскетического подвижничества, а также религио-ведческие, исторические и психологические работы, посвященные разным ас-пектам религиозных практик и их роли в религиозной традиции.
Концептуальные положения диссертационной работы выработаны по-средством комплексного применения ряда научно-исследовательских методов. В качестве исходных методологических принципов диссертации предусматри-ваются следующие:

принцип историзма, учитывающий последовательное развитие объекта исследования, а также единство исторического и логического в развивающемся объекте;

принципы целостности и системности, обеспечивающие объективность понимания изучаемых процессов.
В работе были использованы методы структурного и сравнительного исто-рического анализа с привлечением элементов генетического и семиотического методов, позволяющие выявить постепенное изменение смыслов, которые при-давались православному аскетическому подвигу в ходе исторического развития русской духовной культуры.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
8

раскрыты причины культурного интереса к духовной практике и опыту православного аскетического подвижничества в русской духовной культуре на протяжении всего этапа ее исторического развития: с X по XXI века;

определена связь между отдельными формами православного аскетиче-ского подвижничества и разными формами русской средневековой культуры, также выявлено влияние русского православного аскетического подвижничест-ва на формирование национальных представлений о духовности;

определены основные формы, в которых духовный опыт православного аскетического подвижничества представлен в современной культуре;

выделены и проанализированы культурные проблемы современной Рос-сии, решение которых требует обращения к духовному опыту православного аскетического подвижничества;

выявлены формы, в которых духовный опыт православного аскетическо-го подвижничества может быть усвоен культурой современной России.
Положения, выносимые на защиту:
1.
Принятие практики православного аскетического подвижничества на Руси в X– XII веках было обусловлено исторической необходимостью дальнейшего развития национальной культуры, которая нуждалась в мощном духовном потенциале христианства.
2.
В период XIII–XVI веков основные формы православного аскетического подвижничества активно способствовали развитию национальной куль-туры и служили не только духовной опорой для народа, но также – ис-точником вдохновения для творцов русской художественной культуры указанного периода.
3.
В конце XVIII – начале ХХ века в результате взаимодействия право-славного аскетического подвижничества (в форме старчества) с русской духовной культурой удалось соединить новую (постпетровскую) куль-туру России с историческим наследием Киевской и Московской Руси. Светская культура, обращаясь к духовному опыту православного аскети-
9
ческого подвижничества, обретала в нем не только личностные духовные смыслы, но и основы национальной идентичности.
4.
В культуре современной России происходит активный поиск духовных основ национальной идентичности, в ходе которого происходит обраще-ние к историческим примерам проявления национальной духовности, в том числе к наследию православного аскетического подвижничества.
5.
Новые направления православного аскетического подвижничества, ко-торые возникли в русле движения «белого иночества», могут стать одной из форм обретения личных духовных смыслов и опор для современных россиян.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что результаты настоящего исследования углубляют понимание феномена православного аске-тического подвижничества не только как значимого элемента религиозной тра-диции, но и как важного фактора в развитии русской духовной культуры. Они могут быть использованы как для дальнейшего изучения феномена религиозно-го аскетического подвижничества, так и для изучения основ национальной культурной идентичности и формирования ценностного и смыслового фунда-мента современной русской духовности, которая не может существовать без опоры на собственные историко-культурные традиции.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена воз-можностью использования материалов и выводов исследования в преподава-тельской деятельности как при подготовке и чтении общих курсов по религио-ведению, по истории и философии религии, по философии и культурологии, спецкурсов по истории православной церкви и истории православного аскети-ческого подвижничества, так и при проведении воспитательной и культурно-просветительной работы со студенческой молодежью.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации из-ложены в ряде публикаций, а также представлены и обсуждены в ходе различ-ных научных конференций, среди которых конференция «Современная фило-софия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации», посвя-
10
щенная 30-летию кафедры современной зарубежной философии СПбГУ (СПб., 2001); международная научная конференция «Высшее образование в условиях реформирования системы подготовки специалистов и глобальные проблемы современности» (СПб., 25-27 ноября 2008 года); XI международная конферен-ция «Рациональность и экзистенция», проводимая в рамках форума «Ценност-ные миры современного человечества» (СПб., 17-19 ноября 2011г.) и др. Мате-риалы диссертационного исследования были использованы при подготовке учебных курсов по предмету «Культурология» (Санкт-Петербургская государ-ственная химико-фармацевтическая академия) и «Теория и история религии» (Балтийский институт экологии, политики и права).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка лите-ратуры (219 наименований).
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, оценивается степень разработанности исследуемой проблемы, формулируется цель и задачи исследования, его методологические основы, раскрывается науч-ная новизна, характеризуется теоретическая и практическая значимость выпол-ненной работы.
В первой главе «Аскетическое подвижничество, его сущность, место и роль в православии», состоящей из трех параграфов, рассматривается генезис православного аскетического подвижничества в недрах христианской тради-ции, анализируются основные культурные формы его проявления; подчеркива-ется взаимосвязь между развитием практики православного аскетического под-вижничества и осмыслением его в святоотеческой литературе IV-XIV веков и выделяются особенности духовной практики; анализируются причины, которые способствовали принятию православного аскетического подвижничества в рус-ской языческой культуре в период X - XII веков.
11
Первый параграф «Аскетическое подвижничество как специфическая форма православной духовной практики» посвящен рассмотрению право-славного аскетического подвижничества как важного элемента восточно-христианской традиции и особой формы духовной практики.
В начале параграфа определяется термин «аскетическое подвижничество», который возникает благодаря пересечению объемов двух понятий: «аскетизм» и «подвижничество». Аскетическое подвижничество можно рассматривать как образ жизни, который направлен на качественное изменение (трансформацию) личности адепта в согласии с принятой формой культурного идеала. Подчерки-вается, что аскетический подвиг имеет место как в религиозной, так и в свет-ской культуре, что он требует от человека не только отказа от эгоизма и кон-центрации всех сил на достижении поставленной цели (элемент подвига), но и намеренной дисциплины, отречения от привычек и привязанностей, поддержи-вающих прежнюю форму личности (элемент аскезы). Православное аскетиче-ское подвижничество представляет собой одну из форм религиозного аскетиче-ского подвижничества, которую отличают следующие специфические черты: духовный демократизм (аскетический подвиг был открыт для мирян и не счи-тался прерогативой священства); радикализм и абсолютность поставленной це-ли (в качестве цели подвижника выступает обожение как преображение челове-ческой природы в божественную); наличие оригинальной духовной практики (исихазма).
Также конкретизируется содержание понятия «духовная практика право-славного аскетического подвижничества». Духовной практикой православного аскетического подвижничества можно назвать закрепленные в православной традиции методы, позволяющие аскетам-подвижникам целенаправленно и по-следовательно изменять себя и двигаться к достижению поставленной предель-ной цели (обожения). Подчеркивается, что аскетическое подвижничество ока-залось комплементарно религиозному духу восточного христианства и стало адекватной культурной формой для воплощения мистического опыта христи-анской святости.
12
Далее в работе проводится исторический анализ причин возникновения монашеско-аскетического движения в христианстве. Отмечается, что аскетиче-ское подвижничество возникает как культурная форма, сохраняющая ядро ду-ховно-мистической практики первоначального христианства, и становится ме-тодом воплощения высшего идеала христианской добродетели.
На основе рассмотрения двух типов аскетического подвижничества – от-шельнического (или анахоретского) и общежительного (или киновийного) – де-лается вывод о том, что в своем истоке духовная практика христианских под-вижников несла в себе элементы протеста против универсалистских тенденций, возобладавших в церкви после официального принятия христианства импера-тором Константином. Отмечается также, что по мере развития аскетического подвижничества оппозиция монашества и церкви ослабевает, однако монаше-ское подвижничество все-таки сохраняет свою автономность внутри право-славной традиции.
Подчеркивается, что, несмотря на приоритет анахоретства, во всех формах православного аскетического подвижничества присутствовали элементы ду-ховной практики (исихазма), а также отмечается, что роль духовной практики аскетического подвижничества в традиции восточного христианства постепен-но возрастает. Происходит это за счет институционализации аскетического под-вижничества. Подвижничество постепенно теряет свой исходный протестный характер и освобождается от крайностей. Указывается, что все описанные выше процессы освещаются святоотеческой литературой.
Во втором параграфе «Святоотеческая оценка аскетического подвиж-ничества» раскрывается связь между практикой православного аскетического подвижничества и святоотеческой литературой; выделяются этапы формирова-ния духовной практики православного аскетического подвижничества и под-черкивается влияние, которое оказало на этот процесс осмысление опыта под-вижников в трудах отцов церкви.
В работе выделяются отдельные этапы развития святоотеческой литерату-ры и отмечается тот вклад, который был внесен святыми отцами каждого исто-
13
рического периода в осмысление и развитие духовной практики православного аскетического подвижничества.
Подчеркивается, что в трудах отцов церкви III - IV веков происходило ос-мысление отдельных элементов опыта аскетов-подвижников в контексте ос-новных христианских догматов. Важным достижением этого этапа в деле раз-вития культурной формы христианского аскетического подвижничества следу-ет считать выделение Евагрием Понтийским ступеней духовной жизни (Прак-сис и Феория), а также закрепление «умной молитвы» в качестве основы ду-ховной практики аскетического подвижничества.
В трудах отцов церкви V - IX веков происходила кристаллизация культур-ной формы христианского аскетического подвижничества, ядром которой стало непрестанное творение в уме так называемой молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
В трудах отцов церкви X - XIV веков (прежде всего, в творчестве Григория Синаита и особенно Григория Паламы) происходило богословское осмысление и оформление духовной практики аскетического подвижничества (исихазма), которая выделилась в качестве духовного ядра восточного христианства.
Подчеркивается, что в XIII - XIV веках духовная практика аскетического подвижничества вышла за границы обителей и монастырей, стала универсаль-ным феноменом православной духовной культуры.
В третьем параграфе «Причины распространения православного аске-тического подвижничества на Руси» анализируются факторы, которые при-вели Русь к принятию православного аскетического подвижничества и превра-щению его в существенный элемент национальной духовной культуры.
Выделяются следующие факторы, способствовавшие процессу принятия православного аскетического подвижничества на русской земле: во-первых, мифичность сознания русского народа, который был ориентирован на практику и конкретно-чувственное воплощение духовности больше, чем на проповеди, и желал не только слышать о христианской жизни, но и видеть ее практическое воплощение; во-вторых, наличие в языческой культуре славян элементов, по-
14
добных аскетическому подвижничеству, что помогло «узнаванию» и облегчило принятие христианской формы подвижничества русским народом; в-третьих, такие черты самого аскетического православного подвижничества, как «духов-ный демократизм» (открытость пути подвижничества представителям всех слоев населения), абсолютность и предельность основной цели (обожения), ко-торая открывала перед человеком возможность преодоления фундаментального разрыва между сакральным и профанным мирами, а также особенности духов-ной практики (такие как сочетание пути индивидуальной свободы с родовым служением, воплощенность и «эмпирическая достоверность» религиозных ис-тин и другие).
Делается вывод, что все названные выше факторы в сочетании с особен-ными ценностными установками, характерными для русского национального менталитета, не только обусловили принятие православного аскетического под-вижничества русским народом, но и определили его высокий статус в русской духовной культуре.
Во второй главе диссертации «Воздействие православного аскетиче-ского подвижничества на русскую духовную культуру», состоящей из трех параграфов, исследуются различные формы культурного влияния православно-го аскетического подвижничества на процесс становления и развития русской духовной культуры в период с X века до начала XX века. Также исследуются место православного аскетического подвижничества и тенденции его развития и функционирования в культуре современной России.
В первом параграфе «Основные формы православного аскетического подвижничества, их специфика и влияние на культуру Руси (XI - XVI веков) дается характеристика всех основных видов православного аскетического под-вижничества, существовавших на Руси в период с XI по XVI века. Подробно рассматриваются следующие виды аскетического подвижничества: отшельни-ческое, или анахоретское подвижничество (пустынничество и отшельничество); киновийное подвижничество (общежительное); скитское подвижничество.
15
Также упоминаются «особенные виды» подвижничества: старчество и юродство. Как показано в работе, каждый из упомянутых видов православного аскетического подвижничества оказывал свое специфическое влияние на рус-скую духовную культуру XI - XVI веков.
Анахоретство задавало образ идеальной христианской личности и влияло на формирование ценностных установок и мотивов внутреннего мира человека. Под активным воздействием опыта русских отшельников и пустынников скла-дывалась житийная литература и иконопись, создавалось национальное про-чтение духовности в ее личностном проявлении. Духовность начала ассоцииро-ваться с подвигом самопожертвования ради высших ценностей веры, правды и справедливости, а также – с преодолением внешних и внутренних препятствий, стоящих на пути воплощения высшего идеала.
Большие общежительные монастыри (киновии) стали центрами развития внешних форм духовной культуры; здесь создавались и сохранялись книги и летописания, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства. Вокруг монастырей складывались целые архитектурные комплексы, включающие в себя храмовые, жилые и хозяйственные постройки. Вместе с укреплением рус-ской государственности не только церковь, но и общежительные монастыри становятся опорой власти.
Скитская аскеза, основателем которой на Руси считается Нил Сорский, оказалась связана с развитием духовной практики исихазма. Как и анахоретст-во, скитская аскеза в большой степени влияла на развитие духовных представ-лений личности, а также на этические и эстетические представления духовной элиты древнерусского общества (это проявилось в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и др.). Именно в скитской аскезе окончательно формируется духовный облик русского подвижника.
В заключении параграфа делается вывод о том, что аскетическое подвиж-ничество явилось важнейшим элементом православия и оказало значительное воздействие на усвоение культурой средневековой Руси формы христианской духовности в течение всего периода XI - XVI веков. Своего пика указанное воз-
16
действие достигло к XIV - XV векам, когда в Московской Руси сложился образ Святой Руси, а православие стало системообразующим ядром национальной культуры.
Во втором параграфе «Взаимодействие и взаимовлияние православного подвижничества и духовной культуры царской России (XVII - XIX веков)» рассматриваются непростые взаимоотношения, которые складывались между православным аскетическим подвижничеством и русской светской культурой XVII - XIX веков.
Отмечается, что XVII век и первая половина XVIII века были ознаменова-ны кризисом русской средневековой православной культуры, связанным с за-вершением культурного диалога «Русь-Византия» и началом нового культурно-го диалога «Россия-Запад». Кризисные явления затронули и православное аске-тическое подвижничество.
Необходимые условия для возрождения православного аскетического под-вижничества сложились только во второй половине XVIII – начале XIX века. Этому способствовали следующие факторы: во-первых, русское образованное дворянство, освоив ценности западного Просвещения, начало поиск прототи-пов «новых людей» среди персонажей национальной культуры; во-вторых, духовно-просветительская деятельность Паисия Величковского и его учеников сделала духовный опыт православных монахов-подвижников доступным для восприятия рационально мыслящего человека Нового времени; в-третьих, представители православного монашества, столкнувшись с новыми культур-ными вызовами, начали поиск адекватных форм для выражения православной духовности, который привел их к возрождению старчества. Отмечается, что именно эта форма православного аскетического подвижничества оказалась максимально приспособленной к духовным запросам новой просвещенной Рос-сии.
Далее раскрываются взаимоотношения, сложившиеся между старцами Оптиной Пустыни и деятелями русской духовной культуры XIX - начала ХХ веков (И. Киреевским, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым и др.).
17
Особо выделяется роль духовного наследия православного аскетического под-вижничества для развития русской философской мысли XIX - начала ХХ веков. Отмечается также возрастание интереса к православному аскетическому под-вижничеству как в среде научной и творческой интеллигенции, так и в других слоях российского общества.
В заключении параграфа делается вывод о том, что к началу XX века бла-годаря активному культурному взаимодействию между российской интелли-генцией и представителями православного аскетического подвижничества в лице оптинских старцев и наиболее просвещенных монахов (Игнатий Брянча-нинов, Феофан Затворник и др.) происходит частичное преодоление культурно-го разрыва, образовавшегося в результате радикальных изменений конца XVII - первой половины XVIII веков. Русская светская культура в лице своей творче-ской элиты и мыслящей интеллигенции осваивает духовный опыт православия и, используя его, начинает формировать представления о специфике нацио-нальной духовности. Православное аскетическое подвижничество находит свою культурную нишу в обновившейся русской культуре и приступает к вы-работке новых форм, соответствующих вызовам современного мира. При этом именно представители православного аскетического подвижничества в лице старцев являются посредниками в диалоге между русской интеллигенцией и православной церковью, позволяя примирять ценности Просвещения с религи-озными ценностями православия.
Третий параграф «Православное аскетическое подвижничество и со-временная русская культура» рассматривает то место, которое занимает пра-вославное аскетическое подвижничество в современной российской культуре, а также определяет возможные перспективы позитивного усвоения духовного опыта православного подвижничества в наши дни.
Начиная с 90-х годов ХХ века, в жизни нашей страны начинают происхо-дить радикальные изменения, связанные с отказом от коммунистической идео-логии. Одним из следствий этого становится процесс возрождения православия и других традиционных религий в рамках новой российской социально-
18
политической системы, ориентированной на буржуазно-демократический путь развития. Православие получает особый статус, в какой-то мере подобный то-му, какой существовал во времена царизма, однако оно вынуждено теперь счи-таться не только с ведущей ролью государства, но и с реальными интересами других традиционных конфессий, которые в поле демократических ценностей более не могут быть «младшими братьями». Стремясь укрепить свой авторитет во всех слоях населения, Русская православная церковь (РПЦ) начинает актив-но способствовать возрождению православного аскетического подвижничества.
Подчеркивается, что сегодня возрождение православного аскетического подвижничества происходит в тех культурных нишах, которые были органичны для него в досоветский период, а именно: аскетическое подвижничество возро-ждается как элемент православной традиции (канонизация новых святых, воз-рождение монастырей, привлечение феноменов чудотворчества, культа святых, культа мощей и т.д.); аскетическое подвижничество возрождается как элемент религиозной культуры (издание духовной литературы – как святоотеческой, так и трудов по аскетизму старцев и богословов конца XIX – начала ХХ века; ак-тивное издание агиографической литературы – книг, брошюр и журнальных статей; создание сайтов и электронных библиотек, фильмов, аудио- и электрон-ных книг по данным темам); аскетическое подвижничество возрождается как элемент русской религиозно-философской традиции (переиздание почти всего наследия русской религиозно-философской традиции конца XIX – начала XX веков, а также созданных в эмиграции трудов В. Лосского, С.Н. Булгакова И. Мейендорфа, Г.В. Флоровского, П.А. Флоренского и др.). Можно отметить и активный интерес к духовному опыту исихазма со стороны современных фило-софов: И.И. Семаевой, С.С. Хоружего, И.В. Рынкового и других ; аскетическое подвижничество возрождается и как элемент воспроизводимой в наши дни классической русской культуры (сюда можно отнести издания произведений русских писателей, посвященных осмыслению опыта христианского подвига, а также многочисленные исследования в области истории искусства, связанные с 19
изучением воздействия духовного опыта православного подвига на различные стороны русской художественной культуры).
Анализ перспектив освоения духовного опыта православного аскетическо-го подвижничества современной русской культуры приводит к следующим выводам: во-первых, духовное наследие русского православного подвижниче-ства может помочь в определении государственно-политической и культурной идентичности России, которая на сегодняшний день строится, в основном, на отрицании собственного советского прошлого; во-вторых, духовный опыт пра-вославного аскетического подвижничества может стать основой для решения проблемы персональной самоидентичности человека в условиях современного антропологического кризиса.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования и фор-мулируются основные выводы:
В Х - XVI вв. благодаря началу культурного диалога «Русь-Византия» пра-вославное аскетическое подвижничество приходит на Русь в качестве цен-трального элемента византийской версии христианства. В результате взаимо-действия с культурой славянского язычества происходит освоение и присвое-ние опыта и духовной практики православного аскетического подвижничества. Итогом этого процесса становится формирование феномена собственно русско-го аскетического подвижничества, который становится значительным явлением русской средневековой религиозной культуры.
В XVII - первой половине XVIII вв. благодаря окончанию культурного диалога «Русь-Византия» и началу нового диалога «Россия-Запад» происходит общий кризис русской религиозной культуры. Православное аскетическое под-вижничество также находится в состоянии упадка.
Во второй половине XVIII- начале ХХ вв. активное культурное взаимодей-ствие между русской интеллигенцией и представителями православного аске-тического подвижничества в лице оптинских старцев и наиболее просвещенных монахов приводит к частичному преодолению культурного разрыва, образо-вавшегося в результате радикальных изменений конца XVII - первой половины 20
XVIII веков. Русская светская культура в лице своей творческой элиты и мыс-лящей интеллигенции осваивает духовный опыт православия и, используя его, начинает формировать представления о специфике национальной духовности. Православное аскетическое подвижничество находит свою нишу в обновив-шейся русской культуре и приступает к выработке новых форм, соответствую-щих вызовам современного мира.
Основной вывод диссертационного исследования состоит в том, что русское пра-вославное аскетическое подвижничество явилось центральным элементом религиоз-ной традиции православия и значимым фактором русской духовной культуры. Оно оказало свое влияние на различные стороны культурной жизни России на всех этапах ее исторического развития: от начала христианизации Руси в Х веке до начала XX ве-ка. Это дает основание утверждать, что наследие православного аскетического под-вижничества является культурным достоянием всего русского народа, а не только Русской православной церкви и, следовательно, может и должно активно использо-ваться для формирования элементов национальной культурной и персональной иден-тичности. Тенденции развития современного российского общества способствуют выделению подвижничества в качестве одной из универсальных форм проявления национальной духовности.
Основное содержание диссертации отражено в восьми публикациях, в том числе три из них в рецензируемых научных журналах:
1. Неронова М.Ю. Религиозная традиция и множественность миров куль-турного опыта / М.Ю. Неронова // Вестник Русской христианской гумани-тарной академии: Научный журнал. – СПб., 2009. - Т.10. -Вып. 1. - С.62 - 69 (0,5 п. л.).
2. Неронова М.Ю. Православное аскетическое подвижничество как реали-зация теологически осмысленной «духовной технологии» /М.Ю. Неронова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.
21
22
Пушкина: Научный журнал. - СПб., 2010. - №4. - Т.2. Философия. - С.172 - 180 (0,6 п. л.).
3. Неронова М.Ю. Религиозно-мистическая практика и ее роль в системе современной культуры / М.Ю. Неронова // Вестник Ленинградского госу-дарственного университета имени А.С. Пушкина: Научный журнал. - СПб., 2011. - №1. - Т.2. Философия - С.191 - 198 (0,5 п. л.).
4. Неронова М.Ю. Типология мистического опыта / М.Ю. Неронова // Совре-менная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и нова-ции. Материалы научной конференции. Серия «Simposium». Вып. 7. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - С.110 -112 (0,2 п.л.).
5. Неронова М.Ю. Непосредственный религиозно-мистический опыт и его культурная адаптация в опыте священного / М.Ю. Неронова // Международный сборник научных трудов (ноябрь 2006 г). - СПб.: «Инфо-да», 2006. - С.184 - 190 (0,4 п.л.);
6. Неронова М.Ю. Православно-аскетический подвиг как эмпирическое доказа-тельство духовной реальности / М.Ю. Неронова // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения – СПб., 2007. – Вып. 4. - С.39 - 42 (0, 4 п.л.);
7. Неронова М.Ю. Аскетическое подвижничество в православной религиозной традиции как культурное конструирование реальности сверхъестественного / М.Ю. Неронова // Высшее образование в условиях реформирования системы подготовки и глобальные проблемы современности: Материалы международ-ной конференции (25-27 ноября 2008 г). - СПб.: Изд-во СПбМТУ, 2008. – С.102-106 (0,3 п.л.);
8. Неронова М.Ю. Религиозно-мистическая практика в структуре смысложиз-ненных поисков современного человека / М.Ю. Неронова // Рациональность и экзистенция. Тезисы международной научной конференции(17-19 ноября 2011г.). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.– С.131 - 133 (0,2 п.л.).