Честнейшин Николай Васильевич

Проблема человека в социальной философии русского консерватизма

09.00.11. – Социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

 

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Альберт Иванович Есюков

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор Геннадий Петрович Монастырских

кандидат философских наук, доцент Игорь Борисович Гаврилов

Ведущая организация:

Архангельский государственный технический университет

Защита состоится 12 октября 2004 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета К 212.191.02 при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 163060, Архангельск, ул. Урицкого, 56, актовый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук,

доцент Н.Н. Кукаренко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Проблема человека является наиболее важной в русской социальной философии, которая, по словам В.В. Зеньковского, «больше всего занята темой о человеке»[1]. Своеобразный подход к этой проблеме обнаруживается и в русском консерватизме, представляющем одно из основных направлений социальной и политической философии России наряду с либерализмом и радикализмом. Именно вопрос о природе и сущности человека, его предназначении и связи с социальным целым является основным источником спора между представителями консерватизма, либерализма и радикализма. Исследование антропологических аспектов социальной философии русского консерватизма представляется важным и актуальным в нескольких отношениях.

Во-первых, в современных условиях, когда национальная, культурная идентичность оказалась под угрозой глобализации,феномен отчуждения человека стал приобретать совершенно новые формы. Все чаще ставится вопрос о факте существования общечеловеческих ценностей и отмечается, что стандартизация и унификация различных по своей природе культур обусловливает обезличивание человека. В связи с этим русский консерватизм, основывающийся на принципе: «вне традиции нет личности», в современной ситуации начинает привлекать к себе все большее внимание философов, историков, политологов, социологов и политиков-практиков. Ведь именно русские консерваторы одними из первых возвестили о наступлении эпохи «среднего человека», знаменующей собой грядущий упадок цивилизации.

Во-вторых, потрясения в истории XX в. продемонстрировали тот факт, что результаты радикальных преобразований, какими бы силами они ни проводились, оказываются одинаково губительными для человека. Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность реализации как социалистической, так и либеральной моделей развития в той форме, в которой они осуществлялись. Неудачи проводившихся преобразований нередко объясняют тем, что они не соответствовали традициям России. Отсюда повышенный интерес к отечественной консервативной мысли, стремившейся опереться на национальное политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентировавшейся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства.

В-третьих, тема представляет интерес в методологическом отношении. В условиях переоценки социокультурных идеалов отечественные исследователи подвергают пересмотру методологический инструментарий социально-философской антропологии. Новые подходы к социально-философскому осмыслению проблемы человека разрабатываются с начала 90-х гг., но многие из них строятся либо на основе марксистских, либо либерально-гуманистических парадигм, или сочетают и ту, и другую. Выявление антропологического потенциала русской консервативной мысли позволяет уточнить многие проблемы социально-философского знания, выявить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу социально-антропологических исследований.

Таким образом, изучение феномена русского консерватизма является актуальным, тем более, что проблема человека в социальной философии русского консерватизма пока еще не была предметом специального анализа.

Степень изученности проблемы.

Активное исследование консерватизма в нашей стране началось с конца 80-х гг. XX в., хотя отдельные аспекты русского консерватизма рассматривались уже в дореволюционных исследованиях В.З. Завитневича, Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, а также в трудах философов русского зарубежья: Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка и др.

В советский период появился ряд работ, посвященных отдельным консерваторам и консервативным периодическим изданиям XIXвека (Н.М. Дружинин, В.А. Скороспелова, В.А. Твардовская и др.); идеологии и деятельности консерваторов в период царствования Александра I и Николая I (А.В. Предтеченский, Н.В. Минаева, С.В. Мироненко, М.М. Сафонов и др.). Некоторые аспекты истории русского консерватизма отражены в исследованиях проблем политической борьбы в годы реформ Александра II, в монографиях П.А. Зайончковского, Н.М. Дружинина, Б.Г. Литвака и др., а также истории дворянства и русского либерализма в трудах Н.М. Пирумовой, Е.А. Дудзинской, Ю.Б. Соловьева, Н.И. Цимбаева, К.Ф. Шацилло и др.

Большое количество работ по проблемам русского консерватизма, существует в зарубежной литературе (исследования Р. Бернса, А. Валицкого, С. Лукашевича, Р. Пайпса, Н. Рязановского, Р. Мак-Мастера и др.).

Начало изучения консерватизма как целостного социокультурного феномена в современной отечественной науке было связано с выходом работы А.А. Галкина и П.Ю. Рахшмира «Консерватизм в прошлом и настоящем» (М.,1987). Позднее появились исследования А.М. Миграняна, А.Ю. Мельвиля, А.А. Френкина, Т.М. Фадеевой, М.М. Федоровой и др. Следует отметить выход статей К.С. Гаджиева и В.Н. Гарбузова, в которых представлен анализ различных подходов к определению сущности консерватизма и его типологизации.

В целом, к началу 90-х гг. изучение консерватизма активизировалось: проводились «круглые столы», конференции и симпозиумы. Все больше внимания начали уделять отечественному консерватизму. Так, за последнее десятилетие появились работы, посвященные отдельным представителям русского консерватизма: монографии и статьи С.И. Бажова, Д.М. Володихина, А.А. Королькова, Ю.С. Пивоварова, В.И. Морякова, А.Ф. Сивака и др.; диссертационные исследования В.С. Дубиной, Д.В. Ермашева, А.Р. Ефименко, А.В. Новикова, Н.В. Поляковой, К.В. Султанова, Е.А. Тимоховой, М.Ю. Чернавского и др.

Среди работ, посвященных целостному анализу русского консерватизма, можно выделить несколько направлений исследований. Во-первых, это труды В.А. Гусева, А.В. Репникова,О.В. Кишенковой и К.А. Лотарева, посвященные выявлению особенностей русского консерватизма как политической идеологии;во-вторых – работы А.В. Деникина, А.С. Карцова, Г.П. Монастырских, С.Н. Пушкина,  направленные на определение философских и мировоззренческих оснований отечественного консерватизма; в-третьих – исследования С.Н. Малявина, А.Н. Мочкина, Г.И. Мусихина, В.В. Рузавина, Г. Рормозера и А.А. Френкина, нацеленные на проведение компаративного анализа русского и европейского консерватизма, а также на сравнение консерватизма с другими течениями общественно-политической и философской мысли.

Тем не менее, исследований, посвященных антропологическим аспектам русской консервативной мысли, на сегодняшний день нет. Почти единственным исключением являются монография А.С. Карцова, в которой отдельная глава посвящена проблеме человека в правовой идеологии русского консерватизма и его небольшая статья «Социальная антропология русского консерватизма». Существует также целый ряд работ, в которых излагаются антропологические взгляды отдельных представителей русского консерватизма (исследования К.М. Антонова, Л.В. Дегтевой, Н.С. Коваленко, А.Я. Кожурина, Ю.В. Колесниченко, Ю.Б. Мелих, С.В. Наумова и др.). Кроме того, антропологические идеи консервативных мыслителей рассматриваются в трудах по истории русской философии В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Б.В. Яковенко, А.А. Галактионова, П.Ф. Никандрова, А.Ф. Замалеева, А.И. Новикова, И.И. Евлампиева, а также в коллективной монографии под редакцией М.А. Маслина. Но в данных обобщающих работах антропологическая тема в русской консервативной мысли специально не анализируется.

Таким образом, проблема человека в социальной философии русского консерватизма является недостаточно изученной. Определение антропологической составляющей русского консерватизма позволит уточнить специфику консервативного стиля мышления, поможет более полно раскрыть сущность основных социально-философских проблем, затрагиваемых отечественными консерваторами, а также выявить значимость данного направления в современных условиях.

Объект исследования – русский консерватизм как социально-философский феномен.

Предмет исследования – социально-философские аспекты проблемы человека в русском консерватизме.

Цель работы – раскрыть сущность и своеобразие подхода к проблеме человека в консервативной парадигме русской социальной философии.

Задачи исследования:

1)     определить сущность и структуру консервативного мировоззрения, раскрыть особенности социальной философии русского консерватизма;

2)     выявить идейно-теоретические истоки, культурно-исторические особенности и основные этапы эволюции социально-философской антропологии русского консерватизма;

3)     проанализировать социально-экономические основания бытия человека в социально-философской антропологии русского неоконсерватизма;

4)     раскрыть основные политико-правовые аспекты проблемы человека в аксиосфере русского неоконсерватизма;

5)      показать своеобразие неоконсервативного подхода к пониманию духовно-нравственных ценностей человека.

Научная новизна работы и основные положения, выносимые на защиту.

В диссертации впервые проведен концептуальный анализ проблемы человека в социальной философии русского консерватизма, что нашло отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1.                 Проблема человека в социальной философии русского консерватизма должна рассматриваться с учетом специфики консервативного мировоззрения в целом, которое сочетает в себе как нерефлексивный уровень, обнаруживаемый в традиционалистских психологических и религиозных установках человека, так и рефлексивный уровень, выраженный в идеологических и философских построениях, присущих консервативному стилю мышления, своеобразие которого определяется следующими компонентами: традиционализм, составляющий основу социальной онтологии; органицизм как главный принцип консервативной социально-философской методологии; антирационализм, как основание социальной гносеологии и идея абсолютного значения религиозных духовно-нравственных ценностей, представляющая ядро консервативнойаксиологии.

2.                 Специфика социально-философской антропологии русского консерватизма обусловлена идейным влиянием православной богословской и философской мысли, идеологией русского самодержавия, европейской философией романтизма и консерватизма, а также культурно-историческими традициями и особенностями образа жизни народа.

3.                 Основными этапами эволюции социально-философской антропологии русского консерватизма являются: 1) последняя треть XVIII – начало ХIХ в. – антропологическая проблематика разрабатывалась в это время, по преимуществу, в рамках политико-правовых концепций представителей раннего русского консерватизма (Екатерина II, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин); 2) середина XIX в. – в этот период проблема человека получает самостоятельное значение в философии славянофильства; 3) последняя треть ХIХ – начало ХХ в. – на данном этапе основные аспекты социально-философской антропологии русского консерватизма нашли свое полное выражение в творчестве представителей постславянофильства (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров); 4) 20-50 гг. XX в. – данный этап характеризуется оформлением русского неоконсерватизма (И.А. Ильин, евразийство), для которого свойственно осмысление проблемы человека на пути соединения принципов традиционного консерватизма с элементами либерально-гуманистической (И.А. Ильин) и радикальной (в евразийстве) социально-философских парадигм.

4.                 Для представителей русского неоконсерватизма характерно рассмотрение социально-экономических детерминант бытия человека на основе и в перспективе высших духовно-нравственных ценностей, определяющих внутреннее и внешнее состояние человека, в том числе его отношение к труду, собственности, богатству, семье, нации и государству. При таком подходе личный интерес человека подчиняется идее солидарности и общественного служения, а принцип частного обогащения рассматривается в социальном контексте и обретает духовно-нравственную мотивацию, противостоящую индивидуализму и утилитаризму.

5.                 Основными особенностями осмысления антропологической темы в политико-правовом аспекте в социальной философии русского неоконсерватизма являются: идея естественного неравенства и ранга; представление о социокультурной обусловленности прав и «мере свободы» человека; утверждение приоритета коллективных прав по отношению к индивидуальным; признание органической взаимосвязи прав и обязанностей человека; акцентирование взаимообусловленностивнутренней и внешней свободы, нравственного и государственно-правового сознания, сочетания свободы с долгом, дисциплиной и ответственностью, с традицией, авторитетом и властью.

6.                 В социально-философской антропологии русского неоконсерватизма на первый план выходит проблема духовно-нравственных оснований (ценностей) бытия человека в мире. При этом неоконсервативное понимание высших духовно-нравственных ценностей (веры, любви, свободы, совести и др.) значительно отличается от их либеральной и радикальной интерпретаций, опирающихся, как правило, на принципы секулярной этики. В этой связи в социально-философской антропологии русского неоконсерватизма получила широкое развитие «метафизика сердца», в которой сердце понимается как главное основание отношения человека к миру, проявляющееся в социально-экономической, политико-правовой, познавательной, художественной и религиозной деятельности человека.

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационная проблема рассматривается с позиций конкретно-исторического подхода, культурно-исторической интерпретации и логико-контекстуальной реконструкции. Сущность социально-философской антропологии русского консерватизма выявляется путем исследования логики ее формирования и развития, через определение ее исторических и теоретических источников, философско-мировоззренческих оснований и социокультурных детерминант. Принцип детерминации социально-философского, в том числе и антропологического знания, определенным типом культуры позволяет сделать вывод, что понимание своеобразия русской консервативной социально-философской антропологии становится возможным лишь в пространстве отечественной культуры.

При интерпретации диссертационных проблем автор использовал общие принципы научного исследования: требование всестороннего подхода, сочетание анализа и синтеза, единства логического и исторического. Значительная роль отводится компаративному методу, позволяющему провести сравнительный анализ осмысления проблемы человека в разных (консервативной, либеральной и радикальной) социально-философских парадигмах.

В диссертации используется широкий круг источников, в которых наиболее полно раскрываются проблемы социально-философской антропологии русского консерватизма. Это труды Екатерины II, М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.Н. Алексеева, а также представителей постсоветского консерватизма А.М. Величко и А.Г. Дугина.

Конкретные наблюдения и выводы опираются на работы современных исследователей русского консерватизма В.А. Гусева, С.А. Карцова, А.В. Деникина, А.Н. Мочкина, Г.И. Мусихина, В.А. Гросула, А.В. Репникова, А.А. Королькова, Г.П. Монастырских и др. Учитываются также обобщения и выводы исследователей отечественной философии и антропологии Т.В. Артемьевой, В.С. Барулина, А.О. Бороноева, А.Ф. Замалеева, О.С.  Климкова, В.А. Колосова, С.Н. Малявина, Б.В. Маркова, М.А. Маслина, Л.И. Новиковой, И.Д. Осипова, Н.И. Сиземской, П.И. Смирнова, С.С. Хоружего, В.В. Шаронова и др.

При работе с текстами первоисточников использованы теоретические подходы к анализу мировоззренческих оснований социально-философской антропологии русского консерватизма мыслителей русского зарубежья Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка и Б.В. Яковенко, а также зарубежных исследователей консерватизма А. Валицкого, Э. Квинтона, К. Мангейма, Е. Шацкого и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования позволяют определить  сущность и основные особенности социально-философской антропологии русского консерватизма, что дает возможность более глубокого понимания феномена консерватизма в целом. Основные положения диссертации имеют методологическое значение и могут служить основой для проведения социально-философского анализа проблемы человека в различных парадигмах отечественной и зарубежной социальной философии. Теоретический материал, содержащийся в диссертационном исследовании, может быть использован при чтении курсов лекций по социальной философии, социальной антропологии, истории философии, а также при разработке спецкурсов по тематике диссертации.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета. Основные и промежуточные результаты исследования докладывались на XIII, XIV, XVЛомоносовских чтениях (Архангельск, 2001,2002,2003); на международной конференции «Человек в современном мире» (Архангельск, 2003), на Ломоносовской конференции студентов и аспирантов (Архангельск, 2004). Материалы диссертации использовались при разработке спецкурсов «Социальная философия русского консерватизма» и «Проблема человека в русской философии», читавшихся автором на юридическом и филологическом факультетах Северодвинского филиала Поморского государственного университета в 2003-2004 гг.

Структура диссертационного исследования и расположение материала определяются своеобразием анализируемой проблемы. Работа состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Теоретико-методологические проблемы анализа социально-философской антропологии русского консерватизма» анализируются основные подходы к определению сущности консерватизма, выявляются своеобразие социальной философии русского консерватизма и основные идейно-теоретические истоки социально-философской антропологии отечественного консерватизма.

В параграфе 1.1. «Структура и сущность консервативного мировоззрения» рассматриваются различные трактовки понятия «консерватизм», существующие в исследовательской литературе. Среди всего многообразия подходов выделяются четыре варианта:

1. Социально-психологический подход. Здесь консерватизм понимается как стиль поведения и образ жизни, выступающие в виде привычек, стремления к постоянству, следования заведенному порядку, чувства уважения к предкам. Сторонники такого подхода Р. Керк, Р. Батлер, Р. Уайт и др. видели в консерватизме не теорию и доктрину, а склад ума и характера, тип ощущений и темперамента.

2. Религиозный подход – консерватизм рассматривается в качестве религиозного компонента общественной жизни. Такой подход обнаруживается в работах С.Л. Франка и Н.А. Бердяева, которые понимают консерватизм как одно «…из вечных религиозных и онтологических начал человеческого общества».[2]

3. Политологический подход направлен на исследование консерватизма как политической идеологии и практики. В свою очередь, среди существующих трактовок консерватизма как политического феномена обнаруживаются три подхода:ценностный, ситуационно-функциональный и конкретно-исторический. В рамках ценностного подхода (А.В. Вебер, А.А. Галкин, А.М. Мигранян, П. Нортон и др.) консерватизм рассматривается как политическая идеология, определяемая абсолютными ценностями, и, тем самым, консерватизм предстает в виде идеологии с устойчивым аксиологическим базисом, который обусловливает стабильность консервативной системы взглядов. В противовес ценностному определению консерватизма С. Хантингтон предложил «ситуационную концепцию», согласно которой определяющим для консерватизма является не то, какие принципы и ценности он отстаивает, а сама функция защиты, «сохранения им существующей структуры общества и его институтов»[3]. Конкретно-исторический подход (К. Мангейм) ориентирован на синтез элементовценностного и ситуационного подходов. Таким образом, устанавливается, что специфика консерватизма зависит от конкретной социально-культурной и политико-экономической традиции, поскольку в различных культурно-исторических условиях объектом сохранения оказываются разные, а зачастую и противоположные комплексы идей, ценностей, идеалов.

4. Мировоззренческий подход (К. Мангейм, А. Валицкий, Е. Шацкий, А.В. Деникин, А.С. Карцов, Г.И. Мусихин и др.) связан с пониманием консерватизма как особого типа мировоззрения и стиля мышления, что позволяет выявить философско-мировоззренческие основания консервативной мысли. Разработанная К. Мангеймом концепция предполагает, что для того или иного «стиля мышления» характерно определенное место и период развития, а также наличие его социального носителя. При этом жестко разграничиваются «естественный консерватизм» как общая психологическая позиция, и консерватизм как стиль мышления, сущность которого, по мнению Мангейма, состоит в сознательной оппозиции к прогрессивному движению[4]. В связи с этим, консервативное мировоззрение нередко связывается только с его рефлексивной стороной и, тем самым, отождествляется со стилем мышления, как, например, у А. Валицкого.

Консервативный стиль мышления рассматривается диссертантом как составная часть консервативного мировоззрения, образующая его рефлексивный уровень, выражающийся в виде философских концепций и в форме политической идеологии. Нерефлексивный уровень консервативного мировоззрения, в свою очередь, составляют психологические и религиозные компоненты. Таким образом, консервативное мировоззрение определяется в диссертации как совокупность психологических, религиозных, идеологических и философских установок, в основе которых лежит стремление к сохранению существующих в рамках определенной традиции и позитивно оцениваемых духовно-нравственных идеалов, форм социального, политического и экономического бытия общества и человека.

Данное определение, не претендуя на универсальное и исчерпывающее объяснение сущности консервативного мировоззрения, выполняет важную методологическую функцию, объединяя основные подходы к интерпретации консерватизма, за исключением функционального, который более применим к анализу политической практики, а не идеологических и философско-мировоззренческих оснований консерватизма. Обобщая основные подходы к консерватизму, диссертант отдает предпочтение конкретно-историческому, поскольку непосредственное содержание всех основных компонентов консервативного мировоззрения можно выявить только при изучении его в конкретных культурно-исторических условиях.



[1] Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1999. С. 18.

[2] Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье: Из истории социальной и правой мысли. Л., 1991. С. 91.

[3] Сокольская И.Б. Консерватизм: идея или метод? // Полис. 1998. № 4. С. 54

[4] Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К.  Диагноз нашего времени. М., 1994. С.597-598.