РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Институт философии РАН
На правах рукописи

Дегтярева Мария Игоревна
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА
В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСЕРВАТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ
ЕВРОПЫ И РОССИИ
Специальность: 09.00.03 - «история философии»
Диссертация на соискание ученой степени
доктора философских наук
Москва - 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Введение
Часть I ФИЛОСОФИЯЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ
ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ ТРАДИЦИИ 40
Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ж. ДЕ МЕСТРА В
ДУХОВНОМ, КУЛЬТУРНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
НОВОГО ВРЕМЕНИ 40
§ 1. Формирование предпочтений Ж. де Местра в интеллектуальной
атмосфере предреволюционной Европы 40
§ 2. Политическое и культурное самоопределение Ж. де Местра в годы
Французской революции 54
§ 3. Дипломатическая, политическая и религиозная миссия Ж. де Местра
в России 59
Глава 2. РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Ж. ДЕ
МЕСТРА И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 86
§ 1. Вера как альтернатива релятивизму Просвещения 86
§ 2. Просветительское «обрамление» религиозной концепции революции
в «Рассуждениях о Франции» 92
§ 3. Влияние мистической философии Л.-К. Сен-Мартена на
онтологическую и гносеологическую составляющие религиозной
философии де Местра 102
§ 4. Святоотеческая классика и ее «преломление» в этической части
религиозной философии де Местра 108

Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ Ж. ДЕ МЕСТРА:
ДОКТРИНА И СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ 133
§ 1. Разрыв с демократией Просвещения. Критика теории «народного
суверенитета» 133
§ 2. Интеллектуальное влияние Эдмунда Берка: антирационализм,
традиционализм и христианские основы общественно-политической
системы 136
§ 3. Политический идеал «Рассуждений о Франции»: монархический
«интегральный национализм» Боссюэ и «равновесие» Просвещения 144
§ 4. Новая, ультрамонтанская, модель политической системы Европы.
Российские впечатления и Священный Союз как основные
предпосылки ее создания 149
§ 5. Консервативный реализм. Стиль мышления как явление sui generis 163
Часть II. РЕЗОНАНС ИДЕЙ ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА В РОССИИ В
ПЕРИОД СКЛАДЫВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА
КОНСЕРВАТИЗМА: «СОЮЗНИКИ» И ОППОНЕНТЫ 172
Глава I. ДВА КАНДИДАТА НА РОЛЬ «ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИДЕОЛОГА»: Ж. ДЕ МЕСТР И Н.М. КАРАМЗИН 172
Глава 2. ДИСКУССИЯ О «КОМПРОМИССЕ С XVIII ВЕКОМ»:
Ж. ДЕ МЕСТР И С.С. УВАРОВ 198
Глава 3. ИСТОРИЯ ОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ: С П . СВЕЧИНА 213
Глава 4. КРИТИКА УЛЬТРАМОНТАНСТВА С ПОЗИЦИИ
ПРАВОСЛАВИЯ: А.С. СТУРДЗА 247
Глава 5. «ОСОБЫЙ РУССКИЙ ПУТЬ» ГЛАЗАМИ <вАПАДДИКОВ»: Ж.
ДЕ МЕСТР И П.Я. ЧААДАЕВ 288
Заключние 305
Список использованной литературы 312

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Динамика современного
развития такова, что все чаще звучит вопрос о <щене прогресса».
Политические эксперименты двух минувших столетий и последующ,ее
развитие процесса глобализации привели к серии взаимосвязанных
' кризисных явлений мирового масштаба: катастрофическому состоянию
природной среды, ухудшению демографической ситуации, прогрессируюш,ей
социальной аномии и разрушению традиционных связей, нарушению
равновесия сил в мировой политике (что заставляет политологов говорить об
«однополярном» мире). С этим связано и возврапдение в научный и
политический дискурс проблем, возникших на рубеже XVIII - XIX столетий,
в эпоху Французской революции и наполеоновских войн.
В наши дни не меньше острые споры, чем тогда, когда европейская
модернизация вызвала первую рефлексивную реакцию со стороны
защитников традиционного общества, провоцируют вопросы о возможности
некоего «универсального» проекта социально-политического развития, о
легитимности демократических институтов, о доле международного
присутствия в национальных границах, и, наконец, о правах и достоинстве
человека. Все это обеспечивает устойчивую популярность культурному и политическому консерватизму.