ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи

Попова Олеся Владимировна
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА:
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.03 - история философии
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Научный руководитель -
доктор социологических наук,
доцент В.В. Рябев
Мурманск - 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Русская философская поэзия как бытие русской мысли 12
1.1. Поэзия как форма существования философии 12
1.2. Русская философская поэзия XIX века:
истоки, представители, идеи 21
1.3. Русская философская поэзия конца XIX - начала XX вв.:
особенности, направления 42
Глава 2. Проблемное поле русской философской поэзии
конца XIX- начала XX века 63
2.1. Религиозные искания в русской философской поэзии.
Проблема Абсолюта 63
2.2. Натурфилософия символистов, акмеистов и футуристов 89
2.3. Проблема человека в философской поэзии
конца XIX - начала XX века 115
Заключение 148
Библиографический список использованной литературы 152

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Уже наступившее третье тысячелетие
называют новейшей эрой существования человечества. Именно она ставит нас
перед выбором качественно нового характера существования. Человечество
либо перейдет на более высокий уровень развития, называемый ноогенной
цивилизацией, с приоритетом духовно-экологических ориентиров; или
деградирует и погибнет от собственной разрушительной техногенно-
потребительской деятельности.
Это объясняется тем, что человечество сегодня сотрясает множество
сложных противоречий экономического, политического, правового,
идеологического и религиозного характера. Возможности устранения данных
конфликтов лежат, прежде всего, в самом человеке, в характере его сознания и
миропонимания.
Современная ситуация даёт много поводов для размышления именно в
отношении кризиса, поскольку сегодня многие говорят, прежде всего, об
антропологической катастрофе. Иными словами, поставлены под вопрос сами
основы человеческого существования. Почему же критическая ситуация
нарастает? Прежде всего, одним из центральных факторов возникновения
кризиса является развитие цивилизации человека, рост его потребностей, с
одной стороны, а с другой, снижение общего уровня духовной культуры.
Кроме того, происходят изменения и в научном познании. В.Е. Кемеров
предлагает выделять три парадигмы научного знания. Первая - классическая,
она предполагала изучение человека и общества с точки зрения абстрактно-
общих схематизмов. Вторая - научная, предполагающая новый принцип
«взаимоисключаеющей ваимодополнительности», в которой философия
отходит даже не на второй, а на третий план. Третья же, это парадигма
проблемная. Это именно та ситуация, в которой мы находимся сейчас. Если
раньше было все предельно ясно, каждая наука, и философия в частности,
имела свой предмет, то сегодня происходит интеграция знаний. Поэтому
современная философская мысль пытается разобраться в калейдоскопе систем
и идей, выделить в них некоторые инварианты, показать устойчивые моменты,
позитивное решение реальных проблем, возникших в ходе развития
общественной жизни и науки. Глубокие перемены во всех сферах жизни
общества значительно усилили роль науки, изменили ее статус и ожидания.
Главный вопрос, который волнует сегодня всех: есть ли будущее в развитии
человека и культуры, каковы истоки духовности личности. Современная
философия способствует становлению нового типа философствования, в недра
которого воссоздается актуальная проблематика, осуществляется прорыв
мысли и обращение с новых позиций к традиционной проблематике и
наследию прошлого. Сегодня человека волнуют не только всеобщие проблемы,
но и проблемы отдельной личности, и только философия может явиться
предпосылкой мышления о человеке как об индивидуальности.