ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи

Тюлина Анна Владимировна
Человек и история в философии К. Д. Кавелина
Специальность 09.00.03 - история философии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель:
д. фс. н., профессор
Александров Владимир Борисович
ТВЕРЬ - 2009

Оглавление 
Введение 3

Глава I. Основные принципы анализа проблемы человека и истории
в философии К. Д. Кавелина 28
1.1. Эволюция историософии К. Д. Кавелина и проблема
человека 28
1.2. Философия и методология истории К. Д. Кавелина 45
1.3. К. Д. Кавелин о гуманистическом смысле истории 60
Глава П. Гуманистическое измерение русской истории в философии
К. Д. Кавелина 82
2.1. Мировоззренческие основания концепции
русской истории К. Д. Кавелина 82
2.2. К. Д. Кавелин о национальной традиции и ее роли
в формировании русского человека 101
2.3. Развитие личностного начала как основание прогресса
в концепции К. Д. Кавелин 117
Заключение 142
Литература 147

Введение
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В общественной мысли XIX века,
стремившейся осмыслить противоречивые социальные процессы, происхо­
дившие в российском обществе, отчетливо прослеживается тенденция к по­
иску фундаментальных мировоззренческих оснований, в свете которых эти
процессы могли бы быть истолкованы. Историки и правоведы, публицисты и
писатели стремились создать философскую концепцию, способную указать
путь к такому видению исторического развития, которое вместило бы в себя
как исторический опыт российского народа, так и современные им социаль­
ные движения.
Этот поиск не всегда приводил к масштабным философским открытиям.
Тем не менее, нередко в ходе его осуществления выдвигались идеи, отра­
жавшие духовные интенции, так или иначе воспроизводившиеся в истории
страны и не потерявшие значения в наши дни. Эти идеи, с одной стороны,
воспроизводили отечественную культурную традицию, присущий русской
ментальности способ видения исторического процесса, а с другой, - заклю­
чали в себе попытку перенести на отечественную почву философские идеи
западных мыслителей. Соединение этих двух тенденций приводило к инте­
ресному переосмыслению классических философских идей и социальных
концепций. Одним из наиболее значительных мыслителей, выразивших дан­
ную особенность отечественной общественной мысли был, Константин
Дмитриевич Кавелин. Будучи представителем либерализма, носителем духа
русской университетской интеллигенции, он проделал весьма характерную
духовную эволюцию от приверженца гегелевской системы до сторонника
позитивистской философии. Смысл этой эволюции был не только и не
столько в движении к признанию опытной основы познания, сколько в осознании особого значения человеческого измерения истории, проявляющего­ся, с одной стороны, во взращивании человека определенного типа, а с другой, - в том, что история всегда несет на себе отпечаток личности и
творческих усилий тех людей, которые решились на активное участие в со­
циальных преобразованиях.
Данная установка не потеряла своего значения и в наши дни. Осознание
того обстоятельства, что историческое творчество является одновременно и
созданием нового человека, без чего оно само оказывается невозможным, в
настоящее время выступает важнейшим условием успешности тех преобра­
зований, которые осуществляются в сегодняшнем российском обществе. По
этой причине размышления русского мыслителя о значении человеческого
начала в историческом процессе, специфическом проявлении этого фактора
в русской истории, представляют интерес и для современности.
Степень научной разработанности проблемы. Философское наследие
К. Д. Кавелина, и, в частности, некоторые аспекты понимания им проблемы
взаимосвязи человека и истории, нашли определенное отражение в трудах
отечественных и зарубежных авторов.