ЭТНОСОФИЯ АЛТАЯ

 

 

 

Этнософия – становящаяся научная дисциплина, формирующаяся на стыке этнографии, исторической и культурной антропологии, философии и культурологии. Проект этнософии был сформулирован в конце ХХ в., однако ее методы и предметное поле все еще остаются в стадии уточнения. Этнософия предполагает как теоретическую, так и прикладную часть. Социо-культурные и политические трансформации российского общества, проходившие в последние десятилетия, привели к появлению новых форм национального сознания и его рефлексивных проявлений, обобщённо называемых этнософией. Анализ этих процессов требует сбора эмпирического материала, включающего в себя как сведения о новых формах мифологического сознания и правосознания, художественного мышления, этноэкологичесих практик, так и попыток философского осмысления своего прошлого и настоящего т.п. Проект направлен на изучение этнософии конкретного региона – Горного Алтая. Полевые условия предполагают разработку и внедрение методики сбора этнософского материала. На основе данных этнософии впервые будут уточнены категории и формы этнософии. Результаты исследования по проекту имеют прикладное значение в преподавании целого ряда дисциплин: этнографии, культурной и философской антропологии, региональной культурологи.

Проект направлен на разработку и уточнение категорий этнософии и ее форм на примере идеологических и мифологических форм национального сознания. Под этнософией соискатели гранта понимают выстраивание иерархической топографии смыслов. То, что имеет для человека смысл, его смысложизненные интересы, способы наделения смыслом могут быть определенным образом упорядочены, рассмотрены как серии смыслостроительных локусов. Иерархия выстраивается в зависимости от того, какой уровень смысла признается приоритетным. Его выбор и определяет содержание и структуру мировоззрения, которому соответствуют и определенный тип мышления, и восприятие внешнего мира, и действие. Такая смысловая система, включающая тип мышления, восприятие внешнего мира и действие – и составляет этнософию. Возникает она не вдруг, не в результате индивидуального усилия или субъективного решения, а как итог длительного взаимообусловливающего развития природных, антропологических, социально-исторических, интеллектуальных процессов. Этнософия – это последовательная и согласованная в своих основных частях иерархия смысловых определенностей, не обязательно выраженных в дискурсивной форме.

Основной задачей проекта является анализ и реконструкция системы этнософских представлений населения Горного Алтая, включающих в себя традиционные модели мифологического мировоззрения, современные формы правосознания как коренного так и русского населения региона, пытающихся посредством исторической, а часто и откровенно мифологизированной аргументации отстаивать свои права, зарождение новых форм культурной и национальной идентичности, попытки возрождение или имитации эпической и шаманской традиций, художественную аксиологию в современном искусстве Горного Алтая, этноэкологические практики, реанимацию идеологии сибирского областничества, формирование новых сакральных и культовых мест, попытки формулирования «алтайской философии».

Социально-политические и культурные изменения современного российского общества имеют и более значительные последствия, чем это кажется на первый взгляд, а именно, появление новых идеологических и мифологических форм национального сознания, рефлексивным проявлением которого и служит этнософия. В качестве национальной философии этнософия противостоит как традиционным формам европейского философского мышления, так и типу сознания, диктуемому массовой культурой. Она ищет опору в исторических корнях народа, традиционных формах религиозного мировоззрения и реконструкции архаического миросозерцания, в эзотерических практиках и т.п. Анализ этих явлений с политологической и даже этнографической точек зрения не даёт всей полноты и сложности картины происходящих изменений, поскольку явление это значительно шире его возможного политического и этнографического контекстов. Рельефнее всего и доступнее для анализа этнософская картина раскрывается там, где существуют попытки выразить её в виде той или иной национальной философии. Именно такие попытки характерны для современного Горного Алтая.

Горный Алтай выбран для исследования не случайно. Уникальность Алтая связана со спецификой происходящих там процессов. С одной стороны, удаленность территории и населения от крупных культурных и политических центров позволяет рассматривать процессы, происходящие на мировоззренческом уровне в качестве автогенных. С другой стороны, все решительнее заявляющий о себе новый, находящийся на подъёме этнос – алтайцы – ищет формы проявления своего национального сознания, настаивает на своих исторических правах на богатое культурное и историческое наследие региона. Болезненность этого процесса и крайние формы его проявления очевидны. Но ситуация усложняется мультикультурностью и полиэтничностью самого региона, где сочетаются и взаимодействуют общероссийская (уходящая корнями в советское прошлое) и славянская культуры, тюркская культура, старообрядческая и массовая культуры. Многообразие этнических автохтонных и аборигенных групп (алтай-кижи, кумандинцы, челканцы, тубалары, телеуты, теленгиты, русское старожильческое население, казахи Чуйской степи), а также значительная доля метисированного населения дополняется многочисленными диаспорами. Столкновение мировых религий (христианства, буддизма, ислама) и их локальных проявлений (старообрядчество, бурханизм) происходит на фоне возрождающегося шаманизма и распространения пёстрого набора различных сект. Национально-религиозно-культурный синкретизм вместе с особенностями «месторазвития» создают благодатную почву не только для нового этногенеза, но и культурогенеза. Широкое распространение получают не скрывающие своих философских претензий ноосферное мышление, рериховианство, различные эзотерически ориентированные контактёрские практики.

В ходе экспедиции 2012 г. была выявлена тенденция на воссоздание аутентичной «древней мудрости», «изначального знания», забытого, но вновь обретаемого на основе различных источников (эпос, фольклор, шаманские и контактерские практики и т. п.). Это «новое» древне знание обобщенно можно назвать археософией. Она включает в себя целый ряд составных частей, таких как «народная хронология», т. е. фактически в этнософских целях переосмысляемая история, явно мифологизированная история; метод этимологического раскрытия древнего знания на основе толкования забытых и устаревших понятий, не используемых в современном алтайском языке или слов со стершимся значением.
На этом фоне заявила о себе и алтайская философия. К активным разработчикам последней необходимо отнести археолога и культуролога А.С. Суразакова, историка и этнографа В.А. Муйтуеву, знатока алтайских древностей и музейного работника Н.А. Шодоева, режиссера и музыканта А.В. Юданова, общественных деятелей С. Кыныева и Д.И. Мамыева и др. Их работы направлены на реконструкцию традиционной религиозно-мифологической картины мира алтайцев (В.А. Муйтуева), формулирование «философии Горного Алтая», «регионального менталитета», «философии муниципального уровня», «народной философии» (выражения А.С. Суразакова), изложение основ «алтайского билика» (народной мудрости) (Н.А. Шодоев). Предметом этнософского анализа могут служить такие «природно-мировоззренческие объекты» Горного Алтая, как гора Белуха и река Катунь. Как «равноправные живые субъекты» осознаются и люди, и животные, и растения, и аржаны (целебные источники), и горы, имеющие своих духов-хозяев. Признание духов-хозяев служит психологическим регулятором поведения человека. Для этнософии характерно стремление выразить смысловые константы алтайской культуры и мировоззрения населения Горного Алтая. При этом культура и мировоззрение понимаются не в узко национальном значении кан-каракольской этнической общности, а включают наследие других исторических эпох и этнических культур, связанных с Горным Алтаем (начиная, с эпохи скифов или даже населения, оставившего многочисленные петроглифы в горах Алтая).

В результате полевых исследований 2012 г. выявлена интересная тенденция на включение в состав алтайцев (титульной, но численно не доминирующей нации) преобладающего русского населения в качестве нарождающегося субэтноса или сеока (рода) алтайцев – орус-алтаец. Очень болезненно идет процесс ассимиляции североалтайских этносов (кумандинцев, челканцев, тубаларов) в состав алтайцев. Со стороны последних создаются мифологические исторические и культурные модели, призванные нивелировать культурные, языковые и антропологические особенности этих народов, препятствующие их включению в алтайский этнос. Все эти попытки носят явно мифологический характер и противоречат данным современной исторической науки, археологи, антропологии, этнографии, лингвистики. Оправданы они могут быть только этнософски. Русское же население (самое многочисленное в этом регионе) должно по представлениям этнософски мыслящих теоретиков в течение ближайшего столетия влиться в состав алтайцев, принять «древне мировоззрение» и дать толчок дальнейшему развитию народа. Примечательна предлагаемая модель межнационального отношения, нацеленная не на обострение противоречий и конфликтное развитие событий, а на интеграцию различных этносов. В это, безусловно, заключается положительное значение этнософского мышления и выстраивающихся на его основе моделей культурной и национальной идентичности.

Опираясь на конкретный историко-культурный материал, этнософия пытается реконструировать иерархию жизнестроительных смыслов, не всегда дискурсивно определенных, но обязательно выраженных в мифологической ли форме, практическом ли действии или нормативно-ценностных системах. Артикулированные, выявленные в результате этнософского исследования смыслы обнаруживают свой универсальный характер, достигающий уровня философских обобщений.

Другой источник алтайской этнософии – современное искусство. Исторической особенность культуры Горного Алтая, по крайней мере, в последнее столетие, является приоритет изобразительного искусства над иными формами творческой деятельности. Начиная с первого профессионального алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина (1870 – 1937), именно изобразительное искусство задавало новые смысловые импульсы местной культуре. Конечно, изобразительное искусство дает образное, а не понятийное осмысление национальной культуры, но, пользуясь другими выразительными средствами, раскрывает ту же смысловую основу мировоззрения и культуры жителей Горного Алтая, которую философия пытается изъяснить в категориях. В лучших своих творениях алтайское изобразительное искусство достигает такого же эффекта эйдетического видения, как и философское размышление. Так, например, пантеистическим мирочувствием проникнуты предсмертные полотна В.Д. Запрудаева. Целая онтолого-аксиологически-семантическая система представлена в символико-мифологическом направлении С.В. Дыкова, В. Хромова и тяготеющего к декоративизму В.Г. Тебекова. В творчестве В.С. Торбокова выделяются пейзажи-раздумья и натюрморты-насторения, выступающие своеобразной визуализацией внутреннего мира человека, открытого природе. В жанре требующей расшифровки медитативной живописи создает картины-видения, картины-наития Е.М. Чеботарева. Настоящая эпически-повествовательная манера развернута в графических сказах Н.А. Чепокова. Оригинальная мировоззренческая традиция, лишь отчасти восходящая к местной культуре воссоздается в творчестве А. Дмитриева и Л.В. Софронова. Современное алтайское изобразительное позволяет реконструировать художественную аксиологию национального сознания. В тоже время оно не столько отражает, сколько задает, конструирует образы, визуализирует ценности, которые затем уже приписываются местной культуре.
Этнософский подход позволяет по-новому оценить как степень защиты прав коренных народов, в том числе и малочисленных, так и политико-правовые конфликты, связанные с полемикой о возвращении так называемой «укокской принцессы», запретами для новосибирских и барнаульских археологов на раскопки на территории Республики Алтай, созывами курултаев, выборов эл-баши, возрождения института зайсанатства и т. п.

Этнософия – новая наука, находящаяся в стадии становления. Впервые термин «этнософия» был введён в научный оборот евразийцами (Н.С. Трубецкой). На становление этнософии оказали влияние работы А.Ф. Лосева по философии мифа и Д.К. Зеленина по идеологии сибирского шаманизма (в первоначальной редакции работа называлась «Философия сибирского шаманизма»).

В последние годы термин «этнософия» активно используется философом В.В. Ванчуговым. В докторской диссертации «Русская философия конца XIX – начала ХХ века и американские мыслители «золотого века»: Главные направления теоретического взаимодействия» (2002), и особенно в курсе «Этнософия: образы наций в русской философской мысли» он определяет этнософию как «философию народа», основу которой составляют размышления о «сущности народа». Цель подобных рассуждений - определение преимуществ и недостатков народа (нации) в интеллектуальной сфере, составление коллективного психологического портрета, выявление роли народа во всемирной истории. Этнософия видится В.В. Ванчугову попыткой - со стороны интеллектуального сообщества - передать сущность народа, выделить философскую составляющую его характера. В связи с этим он употребляет выражение «этнософические портреты». Хотя этнософия в своем возможном облачении, уточняет В.В. Ванчугов, выступает как парафилософия, но иногда ее выводы в определенных ситуациях могут получать более высокий статус, чем иные из распространенных рациональных схем. Здесь мы наблюдаем как чистые формы работы сознания, так и образное проявление бессознательного в ситуации столкновения с иным мыслящим существом (народом, этносом). Несмотря на странность некоторых суждений философов одного народа о другом, в совокупности они все же являются ценным источником, эмпирической базой для такой формы знания, которую можно определить как, - если не нравится термин «этнософия», - философское страноведение, и философское регионоведение.
К особой области «софийных дисциплин» относит этнософию М. Эпштейн, противопоставляя её с этнографии, как дисциплины «логосной». Если этнография, полагает он, описывает этносы, их генезис, историю и культуру, а этнология исследует структуру их обычаев, традиций, ритуалов, то этнософия раскрывает связь всех элементов этой структуры с мистериально-сакральным центром и пафосом национальной жизни. Этнософия изучает преимущественно высокоразвитые общества, где религиозное содержание выступает в свернутом, потенциальном виде, в отличие от этнологии, нацеленной на обрядовую структуру примитивных обществ, религиозное содержание которой выступает эксплицитно. Одна из задач этнософии - выявить в этой повседневной, мирской, бытовой, профессиональной, культурной жизни манифестацию бессознательно-сакральных структур, а также определить место каждого этноса в общей эволюции общечеловеческой культуры. К предшественникам этнософии М. Эпштейн относит И. Г. Гердера, О. Шпенглера, а в отечественной науке - Н. Данилевского, Л. Гумилева, Г. Гачева.

С рядом программных работ по этнософии выступал известный африканист В.Р. Арсеньев («Манифест этнософии» и др.). Он определял этнософию как специфическое направление этнографии и других гуманитарных наук, возникшее с целью преодолеть концептуальный кризис, связанный с постмодернистской фазой, характерной для обществ в рамках Цивилизации, потерей целостных картин мира, распочкования и разбегания позитивистских наук об обществе, мелкотемьем и эмпиризмом на ранее опробированных и эвристически исчерпавших себя методологических основаниях. Методологическим ориентиром «этнософии», на его взгляд, выступает стремление к синтезу философии как науки о методе и об общих основаниях Мира с этнографией как наукой о культуре и обществе. В.Р. Арсеньев уточнял, что этнософия - дисциплина переходного периода, периода кризиса целостного видения мира. Этнософия это – и преодоление европоцентризма мировидения. Необходимой составляющей этнософского подхода, по мысли В.Р. Арсеньве, должны стать полевые исследования конкретных национальных и региональных культур. Сам Р.В. Арсеньев в своих выводах опирался на многолетние исследования культуры африканского народа бамбара.

В качестве примера реализации этнософского подхода можно указать на книгу В.Ю. Попкова и Е.А. Тюгашева «Философия Севера» (2006).

В рамках проекта «Этнософия Алтая» в 2007 г. была проведена в августе 2007 г. в г. Горно-Алтайске  конференция «Культура и традиции коренных народов Северного Алтая».

Материалы конференции опубликованы: Культура и традиции коренных народов Северного Алтая / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – 400 с.

Опубликованы архивные материалы:

Анохин А.В. Лекции по алтаеведению / Подгот. текста и предисловие А.В. Малинова. Бийск: ООО «Издательский дом «Бия», 2011. – 150 с.

Анохин А.В. Лекции по алтаеведению / Подгот. текста и предисловие А.В. Малинова. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 166 с.

Летом 2012 г. состоялась Комплексная философско-антропологическая и культурологическая экспедиция «Этнософия Алтая: идеология и мифология национального сознания».