ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ ОБЛАСТНИЧЕСТВА

Областничество – общественное и интеллектуальное движение, просуществовавшее до начала 1920-х гг. (в среде русской эмиграции вплоть до Второй мировой войны). Возникло в Санкт-Петербурге в конце 1850-х – начале 1860-х гг. Название закрепилось в начале 1890-х гг. Идеология и философия областничества сформировались под влиянием нескольких философских и общественно-политических учений: славянофильства, позитивизма (прежде всего, учений Т.Г. Бокля, Ч. Дарвина и К.М. Бера) и народничества. В областничестве можно различать три направления (российское, украинское и сибирское), общим для которых, по существу, является лишь политический идеал федерализма (децентрализации). Областничество опирается на идею самодеятельности народа, отстаивает принцип местного саморазвития. Российское областничество (историки-федералисты К.Н. Бестужев-Рюмин, П.В. Павлов, редакция «Камско-волжской газеты» в Казани) не было оформлено организационно и не имело четкой программы. Оно возникло как критическая реакция на централистскую концепцию «государственной школы» в русской историографии, а также игнорирование центральной властью нужд и интересов провинции. В противовес политической истории российские областники призывали разрабатывать историю народа и историю культуры (цивилизации). Украинское областничество (Н.М. Костомаров, М.П. Драгоманов, Кирилло-Мефодиевское общество) имело более выраженную политическую окраску. Впоследствии из него выросла конфронтационная националистическая идеология. Сибирское областничество (А.П. Щапов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков, В.И. Анучин) оказалось наиболее плодотворным по своим результатам, имело четкую программу действий.

Философская составляющая учения областников представлена философией русской истории (К.Н. Бестужев-Рюмин, П.В. Павлов, Н.И. Костомаров, А.П. Щапов), социально-философским учением (С.С. Шашков, М.П. Драгоманов, Н.М. Ядринцев, В.И. Анучин), историко-философскими исследованиями (С.С. Шашков), теорией и историей локальных цивилизаций (Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин). Практическая деятельность и исследования областников были связаны с регионами межнациональных взаимодействий и цивилизационных контактов. Так, в русской истории они усматривали серию особых областных этнических и культурных типов русского народа. Сибирские областники разработали учение о последовательной смене эпох в истории культуры, ввели понятие «культур переходного типа» (Н.М. Ядринцев), показали, что «кочевой быт» - это особый тип цивилизации. В философии истории, социальном учении, теории локальных цивилизаций областники опирались преимущественно на методологию органицизма.

Программа областников была обращена к провинциальной интеллигенции и направлена на изменение ее сознания. Согласно идеологии областничества, интеллигенция призвана отстаивать местные интересы, стремится к социально-экономическому и культурному развитию регионов, что в итоге должно привести к духовному пробуждению народа, формой выражения которого будет многообразная культурная деятельность, в том числе и самостоятельное философское мышление, образцом которого для областников являлась европейская философия.

В рамках проекта были проведены конференции:

Октябрь 2010 г. в Санкт-Петербурге «Областническая тенденция в русской философской и общественной мысли: К 150-летию сибирского областничества»

Материалы конференции опубликованы:

Областническая тенденция в русской философской и общественной мысли: К 150-летию сибирского областничества / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2010. – 180 с.

Октябрь 2011 г. в Барнауле «Философско-идеологический дискурс народничества и областничества в зеркале отечественной науки XXI в.».

Материалы конференции опубликованы:

Философско-идеологический дискурс народничества и областничества в зеркале отечественной науки XXI в.: сборник материалов всероссийской с международным участием (заочной) научно-практической конференции. 18 октября 2011 г. / под ред. А.В. Головинова, А.В. Малинова. Барнаул – Санкт-Петербург: Изд-во «Сизиф», 2011. – 106 с.