(21.04(03.05).1819 – 19(31).03.1876) – философ, публицист, историк, общественный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Московский университет (1838). В 1844 г. защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович». Деятельный участник крестьянской реформы и земского движения. Составил один из проектов освобождения крестьян. Испытал влияние философии Гегеля. Скончался в Берлине.

 

Самарин – представитель славянофильского направления. Полемизируя с историками «государственной школы» (Кавелин, Чичерин), внес существенные дополнения в славянофильскую концепцию философии истории. Разработал славянофильское учение о личности как органе сознания. Писал о национальных меньшинствах. Основные философские взгляды выражены в статьях и брошюрах: «О мнениях ”Современника”, исторических и литературных» (1847), «Несколько слов по поводу исторических трудов г. Чичерина» (1857), «Замечания на статью г. Соловьева “Шлецер и антиисторическое направление”» (1857), «Два слова о народности в науке» (1856), «Предисловие к отрывку из записок А.С. Хомякова о всемирной истории» (1860), «По поводу мнения “Русского вестника” о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации» (1863), «Иезуиты и их отношение к России» (М., 1866).

Самарин Ю.Ф. О мнениях "Современника"