(р. 14.08.1919) — спец. в обл. ист. филос. и теории ист.-филос. процесса; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Петрушино Тульской обл. Учился на ист. и филос. ф-тах МИФЛИ. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ в 1943, там же асп. (1946). Своим осн. филос. наставником считает В.Ф.Асмуса. Работал в Изд-ве иностр. литературы в редакции филос. и психол. (1947—1950), а также в разл. вузах преп. филос. С 1950 — на кафедре истории заруб. философии филос. ф-та МГУ, проф. этой кафедры. Длительное время (60—80-е гг.) руководил изд. филос. классики прошлого (библиотека "Философское наследие", сер. "Памятники философской мысли") в ИФ АН СССР. С. — заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный проф. МГУ, акад. РАЕН. Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени 1986 за работы: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия", "Европейская философия XV—XVII вв.". В своих работах стремился давать новое концепт. осмысление ист.-филос. процесса, уйти от маркс-лен. схем в освещении филос. прошлого, боролся с упрощениями и вульгарным социологизмом, господствовавшими во всех отраслях филос. знания в сов. годы. В кн. "Философия Спинозы и современность" (1964) впервые в ист.-филос. литературе автор отказался от идущей от Плеханова квалификации спинозизма как материализма ("марксизм — разновидность спинозизма"), показав сложную пантеистическую, натуралистическую, рационалистическую, метафиз. родословную и суть этого неоднозначного учения. С. разрабатывает субъект-объектную концепцию предмета филос., трактуя ее одновременно и как систему верознания и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. На материалах античной, средневековой и новой филос. С. проводит также идею противоположности органистической и механистической интерпретации бытия, оттесняющую (во многом и перечеркивающую) проблему борьбы материалистич. и идеалистического направлений в филос— проблему, к-рая в течение десятилетий играла гл., определяющую роль в маркс.-лен. ист.-филос. методологии. Анализ противоположности и взаимодействия органицизма и механицизма привел С. к более частным проблемам — соотношения детерминистического и телеологич. видения мира, его бесконечности и конечности ("оконеченно-сти"), к вопросу о степенях случайности как уникальности происшествий и др. Задолго до эпохи перестройки С. обратился к анализу идеи Бога как субъект-объектного единства и роли этой идеи в ист.-филос. и дух. процессе. При этом выявлены разл. типы понятия единого Бога — пантеистического, деистического, теистического в их различии и взаимодействии у разл. философов. Выявлена онтол. функция понятия Бога как глубинного бытия, объединяющего бесконечно сложный мир, а также амбивалентная гносеол. функция понятия Бога — мистифицирующая (собственно религ.), подчеркивающая постоянную недостаточность и ущербность познавательных усилий и результатов человеч. деятельности, и интеллектуализирующая (собственно филос), поощряющая человека к расширению и углублению своих познаний (абсолютизация и релятивизация истины). В кн. и статьях С. истории филос. в центре внимания всегда находились вопросы взаимоотношения филос. и идеологии, места филос. в системе дух. культуры и др. 

Соч.: Вольтер. М., 1955; Античная философия. М., 1958; Философия Гегеля. М., 1959; Бертран Рассел как историк философии // ВФ. 1960. № 9; Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; Философия Спинозы и современность. М., 1964; Предшественники научного коммунизма. М., 1965; Партийность и историзм в историко-философской методологии // ВФ. 1968. № 4; Философия древности и средневековья (вступ. статья к т.1 Антологии мировой философии). М., 1969; Спиноза. М., 1973, 1977; Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973; Средневековая философия. М., 1979 (2-е исправл. и дополн. изд. М., 2001); Философский синтез Готфрида Лейбница (вступ. статья к т.1 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М., 1982; Европейская философия XV—XVII вв. М., 1984 (2-е доп. изд. 1996); Философия духа и материи Рене Декарта (вступ. статья к т.1 Сочинений Рене Декарта в 2 т.). М., 1989; Философское значение "Теодицеи" Лейбница (вступ. статья к т.4 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М., 1989; Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997; Введение в классическую философию. М., 1999; От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. М., 2000.