(1884–1948) – рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912–14 редактировал сб. "Логос". После 1917 жил в Италии, с 1922 – в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал журн. "Russische Gedanke" и отд. тома "Bibliotheque Internationale de Philosophie". В духе кантианской гносеологии Я. утверждает, что исходным пунктом подлинной философии является "...беспредельная и беспощадная критика всего данною, предстоящего, непосредственного, феноменального..." ("Очерки рус. философии", Берлин, 1922, с. 123). Но как представитель рус. идеалистич. мысли, Я. считает теоретико-познават. критицизм подготовит. этапом к построению метафизики, а целью и задачей метафизики – постижение абс. бытия ("Сущего") и практич. достижения "жизни в Сущем" (см. тамже). Очистившись путем критич. анализа через освобождение от "субъективных одеяний" от догматич. схематизма и предвзятых мнений, филос. взор, согласно Я., должен обратиться к интуиции, к-рая открывает "Сущее" в его "множественности", что, по мнению Я., составляет характернейшее свойство "Сущего" – "Всемножественного Всесущего Все" (см. тамже, с. 124). Я. стоит на т. зр. плюрализма. Плюрализм Я. связан с рус. персоналистич. интуицией, со стремлением укоренить, увековечить всякую индивидуальность: "Каждая отдельность в нем (в Сущем. – Ред.), каждый трансцендентальный миг его существования есть нечто самостное, самоопределительное, первично-последнее, в себе законченное и в своей трансцендентальной сущности совершенно особенное" (там же). Я. известен как острый критик филос. концепции, напр., в феноменологии Гуссерля он раскрыл психологизм "высшего" типа (см. "Философия Э. Гуссерля", в сб.: "Новые идеи в философии", сб. 3, СПБ, 1913). По отношению к марксизму Я. занимал резко отрицат. позиции.

Соч.: О теоретич. философии Г. Когена, "Логос", 1910, кн. 1; О Логосе, там же, 1911, кн. 1; Что такое философия? Введение в трансцендентализм, там же, 1911–12, кн.: 2, 3; Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще, там же, 1912–13, кн. 1, 2; Путь философского познания, там же, 1914, кн. 1; Филос. концепция С. Маймона, "Вопр. филос. и психол.", 1912, кн. 114, 115; Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, кн. 119–120; Осн. идея теоретич. философии И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122; Наукоучение, там же; Онтология Ройса и ее религиозное устремление, там же, 1916, кн. 135; Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Десять лет рус. философии, "Логос", 1925, кн. 1; Мощь философии, там же; К. критике рус. интуитивистического идеалреализма, в сб.: Научн. тр. Рус. народного ун-та в Праге, т. 2, Прага, 1929; Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phänomenologie, Prag, 1936; Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag, 1938.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.