Международный семинар к 100-летию исторического образования на Дальнем Востоке «Философско-методологические проблемы истории как основы гуманитарного познания»
В этом году исполняется 100 лет историческому образованию на Дальнем Востоке, являющемуся одной из системообразующих составляющих Дальневосточного федерального университета. Обсуждение 100-летнего исторического опыта образования на Дальнем Востоке, образовательных традиций ДВФУ, специфики методологических стратегий исторических исследований АТР, а также памяти о прошлом и ее аксиологическом статусе важно как для российской, так и для мировой науки.
К этому событию приурочен Международный семинар «Философско-методологические проблемы истории как основы гуманитарного познания».
Приглашаем всех желающих принять участие в качестве слушателей в его работе.
Дата проведения: 15–17 октября 2018 года
Место проведения: Владивосток, кампус Дальневосточного федерального университета на о. Русском, Школа искусств и гуманитарных наук, корпус F.
Мероприятие проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)
Научная программа
Международного семинара к 100-летию
исторического образования на Дальнем Востоке
«Философско-методологические проблемы истории как основы гуманитарного познания»
1 секция
Историзм как эпистемологическое основание гуманитарного познания
Руководитель секции – Б.И. Пружинин (д.филос.н., главный редактор журнала «Вопросы философии»
Краткое описание секции
Ситуация в мировой и российской науке показывает, что на острие сегодняшних актуальных гуманитарных дискуссий находится историческая проблематика: проблема исторической памяти, переписывания прошлого, борьба за историческое наследие, история как основание информационной безопасности и др. При этом именно философы и методологи должны ответить на вопрос, как эти проблемы влияют на формирование гуманитарного сознания в России и мире. Осмысление этой тематики предполагает междисциплинарный исследовательский подход к философско-методологическому инструментарию исторического познания, который включает: историческую науки, социологию, психологию, журналистику, политологию и другие социально-гуманитарные дисциплины.
№ |
Тип доклада |
ФИО докладчика |
Название доклада |
1 |
Пленарный доклад |
Пружинин Б.И. (д.филос.н., главный редактор журнала «Вопросы философии») |
Историзм исследователя как основание культурно-исторической эпистемологии |
2 |
Пленарный доклад |
Денн М. (профессор университета М.Монтеня, Бордо, Франция) |
От истории философии к философии истории: как определить модус существования и со-существование России и Запада в контексте европейской культуры |
3 |
Пленарный доклад |
Медушевский А.Н. (д.филос.н., ординарный профессор «Высшая школа экономики») |
Теория когнитивной истории и актуальные вопросы гуманитарного познания |
4 |
Пленарный доклад |
Кузнецова Н.И. (д.филос.н., профессор философского факультета Российского государственного гуманитарного университета) |
История науки: фундаментальные и прикладные аспекты |
5 |
Пленарный доклад |
Синеокая Ю.В. (д.филос. н., профессор, заместитель директора Института философии РАН) |
О пользе истории философии для философии |
6 |
Пленарный доклад |
Руткевич А.Н. (д.филос.н., ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики») |
Историзм и его критики |
7 |
Устный доклад |
Ячин С.Е. (профессор департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ) |
Проблематика «смысла истории» в современном философском дискурсе |
8 |
Устный доклад |
Сайганова В.С. (к.филос.н., заместитель декана по учебно-воспитательной работе Белорусского государственного университета) |
Рационалистический историзм П. Бурдье. |
9 |
Устный доклад |
Афанасов Н.Б. (аспирант НИУ «Высшая школа экономики») |
Социологический метод и историческая наука: Дюркгейм vs Шпет |
10 |
Устный доклад |
Щедрина И.О. (аспирантка философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук) |
Автобиографический нарратив и его эпистемологический статус в историческом исследовании |
2 секция
Философия и методология истории в России и Европе:
традиции и современность
Руководитель секции – Щедрина Т.Г. (д.филос.н., профессор Московского педагогического государственного университета)
Краткое описание секции
История играет важнейшую роль в формировании российской интеллектуальной культуры. В XIX веке в России сложились мощные исторические школы и на их базе, фактически, складывалась вся отечественная гуманитарная наука (от социологии до психологии и философии). Именно исследования историков были самой продвинутой областью гуманитарной науки в России и именно философия истории была целостной областью русской философии. Пожалуй, только применительно к философии истории мы и можем говорить о контурах складывающейся русской философской школы. Их опыт философско-исторической рефлексии оказывается очень важным в непростой ситуации, сложившейся в философско-методологическом сознании современной исторической науки и науки в целом. Сегодня история как наука, как познание и как память выполняет особую функцию консолидации гуманитарного и в целом культурного сознания страны, что особенно важно для пограничных регионов (в том числе АТР).
№ |
Тип доклада |
ФИО докладчика |
Название доклада |
1 |
Пленарный доклад |
Щедрина Т.Г. (д.филос.н., профессор Московского педагогического государственного университета) |
Историзм и методологические традиции исторической науки в России |
2 |
Пленарный доклад |
Кантор В.К. (д.филос.н., ординарный профессор НУИ «Высшая школа экономики»)
|
Россия как семейное дело: историк Сергей Соловьев и философ Владимир Соловьев |
3 |
Пленарный доклад |
Киселева М.С. (д.филос.н., профессор, руководитель сектора Института философии РАН) |
Что мы есть «в общем порядке мира»? От Петра Великого до Петра Чаадаева |
4 |
Пленарный доклад |
Янцен В. (к.филос.н., хранитель архива Д. Чижевского, Хале, ФРГ) |
О роли архивных разысканий в реконструкции философско-исторических работ Д.М. Чижевского и Г.В. Флоровского |
5 |
Устный доклад |
Мотовникова Е.Н. (д.филос.н., профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета) |
Органическое понимание истории: структура и смыслы |
6 |
Устный доклад |
Ольхов П.А. (д.филос.н., профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета) |
Историческое понимание: русская герменевтическая традиция в опыте практической философии Н.Н. Страхова |
7 |
Устный доклад |
Дроздова Д.Н. (к.филос.н., заместитель руководителя Школы философии Факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики») |
История мысли как предмет философской рефлексии в работах Александра Койре |
8 |
Устный доклад |
Грановская О.Л. (д.филос.н., профессор Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ) |
История идей как метод философствования (по материалам И. Берлина) |
9 |
Устный доклад |
Сабанчеев Р.Ю. (аспирант философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук) |
Исследование «коллективной памяти» в школе «Анналов» |
10 |
Устный доклад |
Ши Шу (профессор Института истории Хэйлунцзянского университета, КНР) |
Историк в эмиграции: опыт исторической рефлексии русской эмигрантской общины в Харбине |
11 |
Устный доклад |
Ло Юэцзюнь (директор Института истории Хэйлунцзянского университета, КНР) |
Образ времени в христианской патристики и его рецепция в Китае |
12 |
Устный доклад |
Хирофуми Като (директор Центра изучения айнов и аборигенных народов Университета Хоккайдо, Япония) |
Исторический путь айнов в нарративах жителей Хоккайдо |