Международный семинар к 100-летию исторического образования на Дальнем Востоке «Философско-методологические проблемы истории как основы гуманитарного познания»

В этом году исполняется 100 лет историческому образованию на Дальнем Востоке, являющемуся одной из системообразующих составляющих Дальневосточного федерального университета. Обсуждение 100-летнего исторического опыта образования на Дальнем Востоке, образовательных традиций ДВФУ, специфики методологических стратегий исторических исследований АТР, а также памяти о прошлом и ее аксиологическом статусе важно как для российской, так и для мировой науки.

К этому событию приурочен Международный семинар «Философско-методологические проблемы истории как основы гуманитарного познания».

Приглашаем всех желающих принять участие в качестве слушателей в его работе.

Дата проведения: 15–17 октября 2018 года

Место проведения: Владивосток, кампус Дальневосточного федерального университета на о. Русском, Школа искусств и гуманитарных наук, корпус F.

Мероприятие проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)

https://www.dvfu.ru/schools/school_of_humanities/event/international-seminar-for-the-100th-anniversary-of-history-education-in-the-far-east-philosophical-m/?bitrix_include_areas=N&clear_cache=Y

 

Научная программа

Международного семинара к 100-летию

исторического образования на Дальнем Востоке

«Философско-методологические проблемы истории как основы гуманитарного познания»

1 секция

Историзм как эпистемологическое основание гуманитарного познания

Руководитель секции – Б.И. Пружинин (д.филос.н., главный редактор журнала «Вопросы философии»

Краткое описание секции

Ситуация в мировой и российской науке показывает, что на острие сегодняшних актуальных гуманитарных дискуссий находится историческая проблематика: проблема исторической памяти, переписывания прошлого, борьба за историческое наследие, история как основание информационной безопасности и др. При этом именно философы и методологи должны ответить на вопрос, как эти проблемы влияют на формирование гуманитарного сознания в России и мире. Осмысление этой тематики предполагает междисциплинарный исследовательский подход к философско-методологическому инструментарию исторического познания, который включает: историческую науки, социологию, психологию, журналистику, политологию и другие социально-гуманитарные дисциплины.

Тип доклада

ФИО докладчика

Название доклада

1

Пленарный доклад

Пружинин Б.И. (д.филос.н., главный редактор журнала «Вопросы философии»)

Историзм исследователя как основание культурно-исторической эпистемологии

2

Пленарный доклад

Денн М. (профессор университета М.Монтеня, Бордо, Франция)

От истории философии к философии истории: как определить модус существования и со-существование России и Запада в контексте европейской культуры

3

Пленарный доклад

Медушевский А.Н. (д.филос.н., ординарный профессор «Высшая школа экономики»)

Теория когнитивной истории и актуальные вопросы гуманитарного познания

4

Пленарный доклад

Кузнецова Н.И. (д.филос.н., профессор философского факультета Российского государственного гуманитарного университета)

История науки: фундаментальные и прикладные аспекты

5

Пленарный доклад

Синеокая Ю.В. (д.филос. н., профессор, заместитель директора Института философии РАН)

О пользе истории философии для философии

6

Пленарный доклад

Руткевич А.Н. (д.филос.н., ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики»)

Историзм и его критики

7

Устный доклад

Ячин С.Е. (профессор департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ)

Проблематика «смысла истории» в современном философском дискурсе

8

Устный доклад

Сайганова В.С. (к.филос.н., заместитель декана по учебно-воспитательной работе Белорусского государственного университета)

Рационалистический историзм П. Бурдье.

9

Устный доклад

Афанасов Н.Б. (аспирант НИУ «Высшая школа экономики»)

Социологический метод и историческая наука: Дюркгейм vs Шпет

10

Устный доклад

Щедрина И.О. (аспирантка философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук)

Автобиографический нарратив и его эпистемологический статус в историческом исследовании

2 секция

Философия и методология истории в России и Европе:

традиции и современность

Руководитель секции – Щедрина Т.Г. (д.филос.н., профессор Московского педагогического государственного университета)

Краткое описание секции

История играет важнейшую роль в формировании российской интеллектуальной культуры. В XIX веке в России сложились мощные исторические школы и на их базе, фактически, складывалась вся отечественная гуманитарная наука (от социологии до психологии и философии). Именно исследования историков были самой продвинутой областью гуманитарной науки в России и именно философия истории была целостной областью русской философии. Пожалуй, только применительно к философии истории мы и можем говорить о контурах складывающейся русской философской школы. Их опыт философско-исторической рефлексии оказывается очень важным в непростой ситуации, сложившейся в философско-методологическом сознании современной исторической науки и науки в целом. Сегодня история как наука, как познание и как память выполняет особую функцию консолидации гуманитарного и в целом культурного сознания страны, что особенно важно для пограничных регионов (в том числе АТР).

Тип доклада

ФИО докладчика

Название доклада

1

Пленарный доклад

Щедрина Т.Г. (д.филос.н., профессор Московского педагогического государственного университета)

Историзм и методологические традиции исторической науки в России

2

Пленарный доклад

Кантор В.К. (д.филос.н., ординарный профессор НУИ «Высшая школа экономики»)

Россия как семейное дело: историк Сергей Соловьев и философ Владимир Соловьев

3

Пленарный доклад

Киселева М.С. (д.филос.н., профессор, руководитель сектора Института философии РАН)

Что мы есть «в общем порядке мира»? От Петра Великого до Петра Чаадаева

4

Пленарный доклад

Янцен В. (к.филос.н., хранитель архива Д. Чижевского, Хале, ФРГ)

О роли архивных разысканий в реконструкции философско-исторических работ Д.М. Чижевского и Г.В. Флоровского

5

Устный доклад

Мотовникова Е.Н. (д.филос.н., профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета)

Органическое понимание истории: структура и смыслы

6

Устный доклад

Ольхов П.А. (д.филос.н., профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета)

Историческое понимание: русская герменевтическая традиция в опыте практической философии Н.Н. Страхова

7

Устный доклад

Дроздова Д.Н. (к.филос.н., заместитель руководителя Школы философии Факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики»)

История мысли как предмет философской рефлексии в работах Александра Койре

8

Устный доклад

Грановская О.Л. (д.филос.н., профессор Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ)

История идей как метод философствования (по материалам И. Берлина)

9

Устный доклад

Сабанчеев Р.Ю. (аспирант философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук)

Исследование «коллективной памяти» в школе «Анналов»

10

Устный доклад

Ши Шу (профессор Института истории Хэйлунцзянского университета, КНР)

Историк в эмиграции: опыт исторической рефлексии русской эмигрантской общины в Харбине

11

Устный доклад

Ло Юэцзюнь (директор Института истории Хэйлунцзянского университета, КНР)

Образ времени в христианской патристики и его рецепция в Китае

12

Устный доклад

Хирофуми Като (директор Центра изучения айнов и аборигенных народов Университета Хоккайдо, Япония)

Исторический путь айнов в нарративах жителей Хоккайдо