На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Курилов Сергей Николаевич

 

Философские основания концепции

консервативного либерализма С. Л. Франка

 

 

Специальность 09.00.03 – История философии

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание

ученой степени кандидата философских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2014


Диссертационное исследование выполнено и рекомендовано к защите на кафедре философии факультетагосударственного управленияФедерального государственного образовательном бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

Роцинский Станислав Борисович,

 

доктор философских наук, профессор

 

Официальные оппоненты:

Ивлев Виталий Юрьевич,

 
 

доктор философских наук;

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

профессор кафедры философии

 

 
 

Зимянина Елена Владимировна,

кандидат философских наук;

 
 

ФГОБУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова»,

доцент кафедры философии естественных факультетов

 

 

Ведущая организация:

ФГОБУ ВПО «Российский государственный социальный университет»,

 
 

кафедра социальной философии, религиоведения и теологии

 
       

Защита состоится  «18 » декабря 2014 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д-504.001.08 по философским наукам в Федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, учебный корпус 1, ауд. ЗУС.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  http://www.ranepa.ru/incoming/aspirantura/the-thesis-for-defence-2.html?id=78.

 

Автореферат разослан «___» ________2014 года.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук                                                         И. Д.  Короева

 

 

$1I.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема консервативно- либерального синтеза сегодня приобретает все большее не только теоретическое, но и практическое значение. В последнее время и наука, и практика пересматривают традиционные взгляды на либерализм и консерватизм как на противоположные модели, не сводимые друг к другу. Исторический опыт XX – XXI вв. показал, что на практике задачи консервативной стабилизации и либеральных реформ успешно дополняют друг друга. либеральное обновление общества зачастую эффективно осуществляется с помощью консервативных мер и, наоборот, цели консервативно-охранительной политики успешно реализуются путем либерализации социальных институтов. Совмещение двух моделей в виде консервативного либерализма или либерального консерватизма не является совершенной парадигмой общественного устройства, лишенной всех недостатков, однако данная концепция все чаще берется в качестве теоретико-методологической основы реализации тех или иных социальных, политических и культурных стратегий.

Философское понимание преимуществ консервативно-либерального консенсуса в отечественной мысли стало формироваться с середины XIX в. На практике же такое взаимодополнение не сложилось ни до революции 1917 г., ни в советское время. Однако то, что не сумело пробить себе дорогу в действительности, было осуществлено в русской социально-философской мысли, в творчестве П.Б. Струве и С.Л. Франка.

В учении Cемена Людвиговича Франка (1877–1950) традиция отечественного консервативного либерализма не только была продолжена, но и получила существенное развитие. Концепция консервативно-либерального синтеза у него вышла за рамки чисто политико-правовой теории и стала составной частью его метафизической системы, получила серьезное философское обоснование. При этом С. Л. Франк не был романтиком от философии, его взгляд всегда направлен на конкретные социальные проблемы, связанные с вопросами духовно-нравственного порядка, но это был взгляд именно философа, никак не политика, или государственного деятеля. Он рассматривал политику преимущественно в метафизическом и этическом контекстах, что позволяло ему встать над сиюминутными проблемами и дать анализ реальных политических процессов с точки зрения вечных ценностей, являющихся основой культуры.

Однако как человек, тонко чувствующий накал общественных проблем, С. Л. Франк не мог окончательно уйти от политики, от ответов на вопросы, поставленных самой жизнью. Он стоял на позициях объективности, придерживаясь в своем творчестве этического принципа Б. Спинозы, отвергал всякую эмоциональность в процессе познания и видел главную задачу философии в непредубежденном и непредвзятом нахождении истины. Такая ментальная установка дала ему возможность методически построить учение, в основе которого лежало осмысление целей человеческого существования в эпоху модерна, когда общественно-политические и культурные процессы ставили перед человеком и человечеством все новые и новые вызовы. «Когда человек уже не знает, что ему начать и куда идти, он должен, забыв на время о сегодняшнем дне и его требованиях, задуматься над тем, к чему он, собственно, стремится и, значит, – в чем его истинное существо и назначение»[1].

Социально-философская доктрина С.Л. Франка не утратила актуальности в наши дни, ее основные положения и идеи весьма тесно перекликаются с современной российской действительностью, когда происходит поиск оптимальной модели социально-политического устройства и национальной идеологии развития государства. Основные интенции его учения, базирующиеся на серьезном философском фундаменте, позволяют увидеть ряд проблем в социальной, политической и культурной жизни современной России через призму абсолютных ценностей и идеальных целей социокультурного развития. В своем видении пути к наиболее совершенному общественному устройству Франк предложил компромиссный вариант консервативно-либерального синтеза, в котором органично связаны социокультурные традиции и здоровая инициатива личности, что призвано избавить страну от радикальных потрясений, направляя политический курс в русло умеренных реформ.

Степень разработанности темы. Философские работы С. Л. Франка не остались без внимания со стороны как его собратьев по «перу», так и широкой общественности; каждое новое произведение философа вызывало отклики и служило поводом для обсуждения и дискуссий. Этот интерес вполне объясним, поскольку, как отмечал глубокий знаток отечественной философии В. В. Зеньковский, С. Л. Фpанка можно объективно и без пpеувеличения «назвать самым выдающимся русским философом», а его система является «высшим достижением, высшей точкой развития русской философии»[2].

Творчеству С. Л. Франка посвящены рецензии, отзывы, полемические статьи С. Н. Булгакова[3], С. И. Гессена[4], Н. А. Бердяева[5] и многих других современников философа, которые отмечали гуманистическую и социальную направленность его философии.

Интерес к работам мыслителя, как и в целом интерес к религиозно-идеалистической традиции, значительно снизился в советские годы, когда его философская система рассматривалось с точки зрения идеологической критики (работы  И. П. Чуевой[6], В. А. Кувакина[7], В. В. Сухорукова[8], Н. Н. Старченко[9]). Такой подход к идейному наследию С.Л. Франка закономерен, так как данная критика отражала негативное отношение официальной советской доктрины к постановке проблемы смыслов и ценностей общечеловеческого бытия, тем более в религиозном ключе. Однако на Западе интерес к наследию философа не пропал, и в 1972 г. во Франкфурте-на-Майне выходит сборник «Социальная философия С. Л. Франка», составленный Р. Редлихом[10].

Начиная с конца 80-гг. XX столетия и вплоть до недавнего времени, как в России, так и за рубежом, появилось множество работ, посвященных жизни и идейному наследию философа. Первое место в ряду фундаментальных работ о жизни и деятельности русского мыслителя занимает книга британского исследователя Ф. Буббайера «С. Л. Франк. Жизнь и творчество русского философа»[11], в которой автор дает не только развернутое описание его биографии, но довольно последовательный и глубокий анализ творчества, уделив должное внимание всем аспектам его творчества – от онтологии до политических взглядов. Среди отечественных изданий следует отметить относительно небольшой труд Е.Н. Некрасовой «С.Л. Франк»[12], представляющий собой, однако, наиболее полное историко-биографическое исследование жизни и идей мыслителя.

В последние годы в России подготовлены и изданы сборники статей современных историков русской религиозной, философской и общественно-политической мысли, которые посвящены различным проблемам и аспектам творчества С.Л. Франка. Сборники статей «Идейное наследие Франка в контексте современной культуры»[13] и «Семен Людвигович Франк (Философия Россия первой половины XX в.)»[14] под редакцией В. Н. Поруса дают возможность читателю познакомиться со всей палитрой взглядов и идей русского философа. В последнем сборнике приводится подробнейшая библиография как оригинальных трудов С.Л. Франка, так и статей, монографий, диссертаций, написанных о нем и его философии на различных языках: польском, украинском, венгерском, немецком, голландском, итальянском, французском. Социально-философский и политико-философский разделы представлены статьями Н. В. Мотрошиловой «Третья часть трилогии С.Л. Франка "Духовные основы общества", ее исторические предпосылки и главные идеи» и В.К. Кантора «Принцип "христианского реализма", или Против утопического своеволия ("Свет во тьме" – духовное завещание С.Л. Франка)», «Русская революция или Вера в кумиры (Размышления над книгой С.Л. Франка "Крушение кумиров")».

Среди работ, посвященных идеям С. Л. Франка в контексте религиозной философии начала XX столетия, необходимо отметить книги П.П. Гайденко «Владимир Соловьев и философия Серебряного века»[15] и Н.В. Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С.Франк, Л. Шестов)»[16].

Отечественные авторы исследуют различные сегменты его философской системы – от метафизики до политики, от психологии до гносеологии. Исследователи, обращающиеся к творчеству мыслителя, отмечают, что его философия глубоко антропоцентрична по своему внутреннему содержанию, поскольку именно человек со всеми своими проблемами – морально-нравственными, религиозными, социальными, стоит в центре его философской системы. Антропологическое учение является своего рода фундаментом, на котором философ воздвиг свою социально-политическую концепцию. Среди российских ученых данную проблематику в творчестве философа изучали такие исследователи, как П. В. Алексеев[17], В. В. Гавриленко[18], Н. В. Гаврюшин[19], И. И. Евлампиев[20], А. А. Ермичев[21], Т. Н. Резвых[22], С.Б. Роцинский[23], Ю. П. Сенокосов[24], А. В. Соболев[25], Э. Г. Соловьев[26].

Работ, посвященных исключительно социально-политическим и нравственно-правовым аспектам в контексте философской системы С.Л. Франка, значительно меньше, чем работ по метафизике и философии религии. Это объясняется тем, что системный анализ социальных воззрений философа весьма проблематичен, так как он не написал работы, в которой концептуально и полно представил свои взгляды. Части социального учения присутствуют в различных работах философа; консервативно-либеральная концепция разрабатывалась им на протяжении всего творческого пути, дополняясь и совершенствуясь.

В последнее десятилетие написан ряд монографий и диссертационных исследований, в которых разработаны  подходы к анализу трудов философа в области социальной мысли. Их авторами являются  С.В. Акопов[27], Г.Е. Аляев[28], А.И. Архангельская[29], Л.С. Дементьева[30], В.И. Потапчук[31], Г.П. Токмакова[32], О.В. Удинкан[33], В.Н. Харин[34], А.Э. Черноков[35].

Среди фундаментальных работ, посвященных общетеоретической и исторической проблематике взаимодействия консерватизма и либерализма, консервативно-либеральным и либерально-консервативным учениям, написанных в постсоветские годы, наибольший интерес вызывают исследования В.Ф. Пустарнакова[36], И.Д. Осипова[37], А.С. Федотова[38], а также сборники статей и материалов конференций: «Консерватизм и реформизм»[39], «Либерализм, консерватизм, марксизм: проблемно-тематический сборник»[40], «Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции»[41], «Консерватизм и либерализм: история и современные концепции: материалы международной научной конференции»[42].

Для более целостной библиографической картины заострим внимание на тех работах, в которых анализируются различные аспекты консервативно-либеральной теории, а также историко-философские, социально-философские, политико-философские исследования, наиболее близкой к теме данного исследования. Исторические, идеологические, методологические, гносеологические компоненты теории консервативно-либерального синтеза рассмотрены в исследованиях В. И. Шамшурина[43], А.Т. Бердина[44],М.Ю. Чернавского[45]. Нельзя обойти стороной работы, посвященные рассмотрению консервативно-либеральной теории П.Б. Струве, так как сам Франк считал его своим учителем и собственные социально-философские идеи позиционировал как логическое продолжение и развитие теоретических построений П.Б. Струве. Среди таких работ выделим работы О.Л. Гнатюк[46], О.К. Иванцовой[47], Н.А. Руткевич[48], Д.Н. Шабалина[49].

В целом анализ научных трудов, посвященных творчеству С. Л. Франка, свидетельствует: исследователи сходятся во мнении относительно того, что он создал учение, которому мало найдется равных в русской философии с точки зрения универсальности и системности. Это мнение относится и к его социальной концепции: работа С. Л. Франка «Духовные основы общества» (1930) признается многими современными специалистами лучшим, что вышло из-под пера русских мыслителей в области социально-философской мысли. Тем не менее, несмотря на то, что в этой работе мыслитель стремился к систематизации теоретических положений своей социальной философии, ее все же нельзя считать самодостаточной в смысле целостности и последовательности, дающей представление обо всей системе. Социально-философское учение, метафизические основы концепции консервативно-либерального синтеза разрабатывались Франком на протяжении всей жизни, начиная со статьи «Государство и личность» (1904) гг. и заканчивая последней работой «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949), написанной им незадолго до смерти. Элементы концепции присутствуют в работах, посвященных религиозной онтологии, философии религии, различных публицистических статьях. Поэтому идеи, касающиеся философии консервативно-либерального синтеза, нуждаются в реконструкции и комплексном анализе в контексте их теоретико-методологических и ценностно-практических оснований.

Концепция консервативного либерализма С.Л. Франка не получила еще должного освещения в философской литературе, поэтому данная диссертационная работа – первое исследование, направленное на экспликацию философских оснований данной концепции.

Объектом исследования является концепция консервативного либерализма С.Л. Франка во всем разнообразии и полноте ее философско-теоретических и реально-практических аспектов.

Целью исследования является анализ онто-гносеологических, теоретико-методологических и ценностных оснований концепции консервативного либерализма С. Л. Франка, выявление ее эвристического и практического потенциала.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:

1. Представить концепцию консервативного либерализма С. Л. Франка в контексте либерально-консервативной традиции русской социально-философской и общественно-политической мысли середины XIX – начала XX вв., показать данное учение как наиболее философски обоснованное и концептуально проработанное.

2. Реконструировать взаимосвязь онтологии всеединства, гносеологии и методологии социального познания С. Л. Франка в концептуальном единстве с его учением консервативного либерализма.

3. Выявить философско-антропологические константы социально-философского учения С. Л. Франка как фундамент этического начала его концепции консервативного либерализма.

4. Обосновать единство социокультурных традиций и творчества личности как основополагающую социально-философскую идею консервативного либерализма.

5. Раскрыть и проанализировать философские аспекты проблемы взаимодействия личности, общества и государства в контексте консервативно-либеральной концепции С. Л. Франка.

6. Рассмотреть философию консервативно-либерального синтеза как концептуально-теоретическое основание современной политики в сфере формирования ценностных ориентиров общественного устройства.

Методологической основойисследования является историко-философский анализ, в контексте которого используются принцип единства логического и исторического, принцип рассмотрения идей в их развитии и системной взаимосвязи. Эти методы позволяют, во-первых, исследовать концепцию С. Л. Франка в ее становлении и развитии и, во-вторых, представить ее как систему находящихся во взаимной связи понятий, суждений, фактов, взаимодействие которых приводит к образованию исследуемой концепции либерально-консервативного синтеза. Системный подход потребовал также проводить исследование с учетом того, что философское учение С. Л. Франка является целостным по своему содержанию, и рассматривать его концепцию консервативного либерализма необходимо в связи с общим анализом основных констант его философского учения. В рассмотрении социально-политической концепции С. Л. Франка приоритетным признается антропологический подход, вся система воззрений философа рассматривается через призму смысложизненных проблем бытия личности в социуме. Принципиальным для данной работы является комплексное исследование философских, политических, социальных, нравственных, творческих моментов в архитектонике философских воззрений мыслителя. При интерпретации результатов работы использовались общенаучные методы  исследования, требующие всестороннего подхода, сочетания анализа, синтеза, логики.

Научной новизной данного исследования можно считать то, что автором:

1) впервые в отечественной историографии в рамках историко-философского анализа концепция консервативного либерализма С. Л. Франка представлена в составе его философской системы, проведен концептуальный анализ структуры философии консервативного либерализма С. Л. Франка с характеристикой ключевых категорий: служение, солидарность, свобода в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

2) реконструированы и эксплицированы онтологические, гносеологические, методологические, социально-философские основания консервативно-либерального учения С. Л. Франка; тем самым определено «философское ядро» консервативно-либеральной концепции мыслителя: металогическое, сверхвременное единство общественного бытия, что и дает основание считать ее составной частью его философской системы;

3) показана связь социально-философской концепции консервативного либерализма С. Л. Франка с идеями отечественной философской традиции, а также с соответствующими идеями западной философии; доказывается, что учение Франка является наиболее философски обоснованной и целостной концепцией консервативного либерализма в русской социально-философской и общественно-политической мысли, что, в свою очередь, обуславливает как теоретическую, так и прикладную значимость этого учения;

4) выявлены и проанализированы философско-антропологические константы концепции консервативного либерализма С. Л. Франка, определено место в его философской системе человека как связующего звена между миром и Богом, показана взаимосвязь духовно-творческого потенциала человека с развитием культуры и общества;

5)предложен подход к социально-философскому идеалу консервативно-либерального устройства как к компромиссному варианту, в котором органично связаны интересы личности, гражданского общества и государства; обосновывается трактовка консервативного либерализма не в качестве «совершенно-идеального» социально-политического устройства», а как теория формирования наиболее благоприятных условий общественного развития;

6) раскрыта сущность общественного идеала  С. Л. Франка, основанного на идее консервативно-либерального синтеза как онтологическом равновесии в жизни социума «мы» и «я»,  следовательно, традиции и творчества; обоснована применимость этой идеи в качестве философско-методологического обеспечения современной идеологии развития общества, формирования его ценностных основ.

На защиту выносятся следующие положения:

$11.   Концепцию консервативного либерализма С. Л. Франка необходимо рассматривать как философское завершение соответствующей традиции в русской социально-философской и общественно-политической мысли. Она представляет собой во многом разработанную и целостную систему, хотя и требующую определенной историко-философской реконструкции.

$12.   Углубленное изучение консервативного либерализма как социокультурного концепта невозможно без анализа его философско-методологических оснований. В ходе такого анализа выявлено, что концепция С. Л. Франка полностью базируется на онтологических, гносеологических, социально-философских, философско-антропологических основоположениях его учения, является органически и логически последовательной составной частью его философской системы.

$13.   Философия консервативного либерализма С. Л. Франка является реализацией его принципа «монодуализма», или, шире, «моноплюрализма», базирующегося на идее синтеза. В социально-философском контексте консервативный либерализм предполагает, прежде всего, монодуалистический синтез единства и множественности, необходимости и свободы, традиции и творчества. А категории  «солидарность», «свобода», «служение», философски обоснованные С. Л. Франком как основополагающие принципы общественных отношений в рамках консервативно-либеральной модели, синтезируют в себе идеи различных теорий: консерватизма, либерализма, отчасти социализма. Этот синтетический подход основан на идее положительного всеединства В. С. Соловьева, предполагающей соединение противоположных начал через преодоление их крайностей. 

$14.   Консервативно-либеральное учение С. Л. Франка эволюционировало по мере развития социально-философских взглядов философа, поэтому в его работах наблюдается некое колебание то в сторону либеральных сегментов, то – консервативных; одновременно обосновывается духовная свобода личности и ее права на собственность и доминирование общего над частым: государства и идеологии над индивидом. Данная концепция, на наш взгляд, должна рассматриваться как соборный консервативный либерализм, т.к. в этой терминологии выражена сущностная особенность учения С.Л. Франка, которая заключается в диалектике соборности и личности, традиции и развития.

$15.   Концепция консервативного либерализма С. Л. Франка, сформулированная им в рамках христианской социальной философии, соответствует современному секулярному представлению о гражданском обществе. Это связано с тем, что философ в определенной степени отождествляет ценности христианской веры с гуманистической моралью – этической основой общества, построенного на демократических принципах. Онтологической основой социальной жизни у С. Л. Франка выступает бытие человека, отсюда и общественный идеал философа, предполагающий создание общества на христианских началах, обеспечивающего достойное существование всех его членов. В целом учение Франка глубоко антропологично, что позволяет признать в нем одного из виднейших представителей христианского гуманизма.

$16.   Идея разумного баланса во взаимоотношениях личности и социума, государства и гражданского общества, ориентированная на достижение гражданского мира и духовное возрождение общества, философски обоснованная в теории консервативного либерализма С.Л. Франка, является в современных условиях  важнейшим компонентом социально-гуманитарной политики российского государства.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что полученные результаты важны для более углубленного и конструктивного понимания консервативно-либеральной мысли, рефлексивного представления о современных социальных, политических, культурных  проблемах российского общества.

Результаты работы могут быть использованы для изучения вопросов, связанных с историей русской социально-философской и общественно-политической мысли. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в основные и специальные курсы по философии, истории философии, социальной философии, философии политики, философии религии, социологии, политологии.

Достоверность и апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседаниях кафедры философии факультета государственного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Результаты диссертационного исследования были апробированы в научных публикациях автора, в рамках лекционного курса «Философия», прочитанного в Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» в 2012г., а также в докладах наXVII Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (Москва, 2013), XXX международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» с изданием сборника докладов (Новосибирск, 2013), на VI Международной научно-практической конференции "Культура. Духовность. Общество" (Новосибирск, 2013). Степень достоверности представленных научных результатов диссертационного исследования обусловлена использованием в работе современной научной методологии и основополагающими концепциями отечественных и зарубежных ученых, научной аргументацией основных положений и выводов диссертаций.

Положения диссертации были представлены на научно-методических семинарах кафедры философии, политологии и социологии НИУ «МЭИ». Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии факультета государственного управления РАНХиГС.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего 193 источника. Общий объем работы составил 151страницу машинописного текста.

 

$1II.          ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, формулируются цель и задачи диссертации, определяются ее научная новизна и практическая значимость, дается характеристика методологических оснований работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

 

В первой главе «Концепция консервативного либерализма С. Л. Франка в структуре его философских воззрений» исследуется общефилософский и общемировоззренческий контекст консервативно-либеральной теории русского философа, а также определяется ее место в истории отечественной социально-философской мысли.

В параграфе 1.1 «Учение С.Л. Франка как философское развитие консервативно-либеральной традиции в русской мысли»рассмотрена социально-философская доктрина С. Л. Франка как продолжение и развитие консервативно-либеральной традиции в русской общественной мысли середины XIX – начала XX. В данном параграфе освещены исторические аспекты развития данного направления мысли в России, определена типология консервативно-либеральных концепций, сделан вывод, чтоконсервативный либерализмследует рассматривать как одно из направлений либеральной мысли, смягченной ценностями и идеями консерватизма. 
Продолжая развивать консервативно-либеральные идеи своего наставника и друга П. Б. Струве, С. Л. Франк создает для них прочную философскую основу. Задачу консервативно-либеральной политики он видел в противостоянии крайностям «стадного» коллективизма и эгоистического индивидуализма. Уклонения то в либерализм, то в консерватизм в их чистом виде Франк расценивал как однобокое преувеличение роли тех или иных отвлеченных принципов, отрыв их от реальности и придание им статуса абсолютных ценностей. Поэтому выбор оптимального сочетания принципов индивидуальной свободы с устоявшимися традиционными ценностями он считал определяющим условием для поступательного развития общества. 
По вопросу оценки особенностей консервативного либерализма С. Л. Франка в отечественной историографии существует целый ряд точек зрения. Одни исследователи рассматривают его взгляды как демократический либерализм, другие как форму социального либерализма. Наиболее корректной представляется оценка его концепции как соборного консервативного либерализма. В работе рассматривается взаимосвязь исторического развития России с религиозной идеологией, делается вывод относительно того, что религия в значительной степени определяет русское политическое сознание, что, в свою очередь, позволяет говорить и о религиозных истоках концепции консервативного либерализма С.Л. Франка и о его соборном характере. 

В диссертации обосновывается тезис о том, что концепция консервативного либерализма С. Л. Франка является философской вершиной всей консервативно-либеральной мысли, так как именно в его системе она получила фундаментальное обоснование. Философ в своих теоретических построениях пошел дальше всех мыслителей, привнеся в политическое учение идеи нравственного очищения общества, культурного преобразования, религиозного обновления.

В своих трудах С. Л. Франк не давал конкретных советов по поводу продвижения религиозных идей и нравственных идеалов в сферу общественное сознания, его доктрина имеет не узкоутилитарную, а именно философско-всеобъемлющую направленность, и скорее выступает как мировоззренческая установка, дающая возможность по-новому взглянуть на проблемы общественного бытия и общественного развития. Однако социально-философские идеи С.Л. Франка, несмотря на их всеобщность и отвлеченность, имеют практическое значение, выступая в качестве проработанной теоретико-методологической основы для конструирования реальной политики. Реалистичность и практичность этой социально-философской концепции заключается в том, что она указывает на конкретные меры для духовного оздоровления общества: создание системы нравственного воспитания, основанного на ценностях религии и соборности, формирование правовых, политических и экономических условий для проявления творческой инициативы каждой конкретной личности.

В параграфе 1.2 «Метафизические и методологические основы консервативно-либеральной теории С. Л. Франка» обосновывается идея о том, что социально-философская концепция мыслителя является производной от его общих религиозно-метафизических взглядов, а также излагаются основные положения, характеризующие эту связь.

Фундаментальным положением франковской социальной онтологии является мысль о том, что понятия «я» и «мы» являются первичными категориями как личного, так и общественного бытия. Слияние «я» и «мы» происходит в их диалектическом синтезе – духовно-нравственном единстве, благодаря которому общество становится внутренне целостной реальностью, особым, духовно связанным организмом. Специфику органического единства общества составляет его надвременной характер, который проявляется в том, что в общественном сознании живут одновременно память об историческом прошлом и устремленность на цели, достижимые будущими поколениями. Таким образом, общество представляет собой не только надвременное, но и надындивидуальное, сверхличное единство, существующее одновременно для многих лиц и не зависящее от длительности отдельной человеческой жизни. В различных отношениях «мы» выражается категориями «общество», «соборность», «культура», «традиция», которые характеризуют консервативный сегмент концепции С.Л. Франка.

Другая ее сторона, понятие «я» – это категория, выражающая сущность личного бытия. Согласно учению Франка, личность как активная, действующая сила не может восприниматься как пассивная и изолированная, а должна рассматриваться в контексте всего спектра общественных взаимоотношений. В осознании себя как духовной личности происходит творческое самовыражение, когда индивид стремится выйти за границы своего «я» и тогда жизнь человека является реальной основой не только субъективного бытия и личностного роста, но и общественного развития.

Единичное бытие человека как автономного начала, как высшей ценности, наряду с бытием целого, основывается с одной стороны на методологических установках франковской социально-философской мысли, с другой – на его же философской психологии. Анализ социальных проблем, процессов, задач, стратегий требует учета «человеческих», уникальных факторов, и психология социальных отношений строится на взаимодействии «я»-«ты» т.е. «единиц-личностей», без которых невозможно существование общества и государства. С. Л Франк стремится к рациональному описанию смысла социального бытия, и его интуиция своим содержанием стремится к рациональности, рационализации познания, через отражение, или точнее, преломление в реальных социальных процессах. В этом смысле его методология оригинальна, поскольку признавая наличие Абсолюта в качестве основы бытия, мыслитель не уходит от реальности. Напротив, все его метафизические построения ориентированы на исследование реальных социальных процессов, его онтологические и гносеологические идеи позволяют формировать и теоретически обосновывать социально-политические концепции. Для философа социальные институты представляют мир относительного и затрагивают только малую часть бытия человека, поэтому их постижение возможно только на фоне абсолютного.

Методология С. Л. Франка, в основе которой лежит изучение процессов восприятия человеческого бытия во всех его проявлениях, может быть охарактеризована как «живое знание». Гносеологическая установка «живого познания» позволяла ему не только исследовать фундаментальные мировоззренческие вопросы, но и обращаться к общественным проблемам, осуществлять философский поиск в рамках социально-политических теорий. Сама же философская методология, созданная им, основывается на возможности использования как интуитивного, так и предметно-конкретного знания, что дает возможность видеть социальные проблемы общества во всей их полноте. При этом живое познание бытия является приоритетным методом философского познания, активизирует и совершенствует отвлеченное мышление. В целом, Франк, творчески обобщив опыт предшественников и дополнив его усвоением достижений современной ему мысли, создал оригинальную теорию познания, показал и подтвердил возможности метафизики в познании социальных и политических процессов. Такой подход дал ему возможность обосновать факты и истины, получаемые на основе познания, что в конечном итоге привело к синтезу гносеологии и онтологии в его учении, определило возможность философского обоснования роли религии и религиозного сознания в социальных процессах.

В параграфе делается вывод, что основополагающим принципом франковской метафизики является принцип тождества онтологии и гносеологии, причем онтология выступает в качестве первичной философской дисциплины, т.к. бытие воздействует и определяет процесс мышления. Сознание человека изначально задано бытием как интуитивным ощущением единства всего сущего – аксиома, исповедуемая философом. Онтологический «гносеологизм» - базовая идейно-методологическая установка, через призму которой он исследует, проблематизирует и решает социальные вопросы. Понимание Франком общественного идеала в виде синтеза консервативной и либеральной модели имеет метафизическим основанием идею о первичности бытия как целостной общности: личность живет и реализуется всегда в рамках общества и государства. Онтология социального логически обосновывает положение о необходимости консервативно-охранительного начала, что не соответствует классической европейской теории либерализма.

В параграфе 1.3 «Философско-антропологические константы консервативного либерализма С.Л. Франка» выявлен антропологический подход, в центре которого – ценность личности, ее творческая свобода.

Философ подчеркивает, что желаемое общественное устройство не возникает само собой и его невозможно создать без заинтересованного участия каждой личности, а также разъясняет, каким образом человек посредством своей духовной и материальной жизни может воздействовать на совершенствование общего порядка. В основе социально-политической доктрины С. Л. Франка лежит идея о возможности создания общественного строя, способного совместить в себе интересы личности и общества на основе свободного творчества индивида.

Мыслитель рассматривает человека как творца в абсолютно-относительном смысле. Человек в данном смысле может быть определен как существо, сознательно принимающее участие в творческом процессе Бога. Именно в этой составляющей человеческой личности наиболее ярко проявляется богочеловеческое начало: так как подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества. Человеческое творчество обнаруживает в себе действие тех сил, которые связаны с Богом и являются промежуточными между Богом и человеческим духом.

Именно свободное творчество ведет к инновациям в общественном развитии. Однако не всякая творческая свобода – благо, свобода несет в себе и элементы разрушения, ее созидательный потенциал определяется лишенностью греховного содержания. Слабость концепции «чистого либерализма» в том и заключается, что неограниченная свобода посягает на традиционные устои общества, влечет за собой такие общественные трансформации, которые противоречат не только морали, но и здравому смыслу. Франк подчеркивает, что творческая свобода не должна выходить за рамки морально-нравственных и религиозных ценностей, существующих в обществе. Только тогда здоровая инициатива каждого члена общества, которая сообразуется с интересами других субъектов общественной жизни, будет способствовать и общественному прогрессу, и гражданскому миру, и общественному согласию.

Творчество представляет собой характерную форму духовного развития человеческой личности, важным качеством которой является длительность во времени. Всякий творческий процесс имеет временные рамки и состоит из ряда событий, которые объединены общим смыслом творения. Эти события занимают определенное место на временной шкале и при перемещении из настоящего в прошлое приобретают значение исторического момента. Цепь этих взаимосвязанных исторических моментов порождает исторический процесс. Тем самым творчество во временном измерении является, в конечном счете, историческим процессом, который является последовательной сменой исторических событий на общечеловеческом уровне.

Антропологические и религиозно-этические идеи Франка экстраполируются в сферу его социально-философских построений. Дуализм духовного и телесного, общественно-традиционного и личностно-творческого, вечного и временного может быть сбалансирован только «срединным», золотым путем. Как каждый человек, согласуя в себе эти начала, обретает гармонию, так и общество, реформируясь с оглядкой «назад», достигает своего возможного совершенства в консервативно-либеральном синтезе.

Философская антропология С. Л. Франка, пронизанная христианскими мотивами и элементами экзистенциально-психологического анализа, формирует такие основополагающие социально-онтологические категории общественных отношений, как  солидарность, свобода и служение, которые присутствуют в качестве констант в консервативно-либеральной модели социально-политического устройства. Через служение достигается согласованность двух начал общественного устройства – личной свободы и солидарности, которые выражают добровольную личную взаимосвязь между членами общества. В единстве служения, свободы и солидарности находят свое выражение общественные идеалы и ценности, основанные на уважении к интересам и общества, и личности.

Тем самым концепции С. Л. Франка присущ последовательно гуманистический характер. С одной стороны, в ней обосновывается идея о возможности направления индивидуальных потребностей человека на служение общему благу. С другой стороны, она предполагает создание такого общества, которое обеспечивало бы достойное существование каждого его члена.

Во 2-й главе диссертации «Социально-философский контекст консервативного либерализма С. Л. Франка» автором проведен анализ концепции консервативного либерализма мыслителя в структуре его социальной философии, показана актуальность его идей с точки зрения современных поисков общественного идеала.

В параграфе 2.1 «Философия консервативного либерализма С.Л. Франка как учение о единстве социокультурных традиций и творчества личности» показано, что основой социально-философских взглядов С.Л. Франка выступает метафизика всеединства (металогическая реальность в интерпретации автора) и понятие соборности. Философ исходит из идеи сопряженности, соразмерности человеческого и божественного начал общественной жизни. Оптимистическое восприятие идеального мироустройства как гармонии всеединства сочетается в творчестве философа с осознанием несовершенства и неустроенности реальной жизни индивида как гражданина и как исторического индивида. В непонимании этой двойственности он видит главную слабость и либерализма, и консерватизма, что и стало, по его убеждению, основной причиной духовного и политического кризиса, потрясшего Россию в период революций.

Отвергая идею самодовлеющей личности и одновременно критикуя противоположную позицию, стремившуюся «потопить» личность в общественных интересах, философ отстаивает понятие «соборной личности».

Основой межличностных отношений в обществе выступает служение как свободное самовозвышение и самопреодоление человека, выводящее его из рабской сферы природы в сферу духа. Служение в качестве нравственной активности зиждется на свободе человека. Укорененность человеческой личности в божественной реальности, ее богочеловеческий характер делает человека проводником Божьей правды, и свою подлинную свободу он находит только в служении этой правде. Свобода, не основанная ни на чем, свобода ради свободы, свобода из ложно понятого обожествления человека, – такая свобода приводит к нарушению онтологических начал общежития и разрушению человеческой личности.

Для философа очевидна несостоятельность либеральной, консервативной моделей «в чистом виде», поэтому он обосновывает сущность государственно-правовых отношений в духе учения о соборности и солидарности, приходя тем самым к компромиссному варианту. Рассматривая борьбу двух воззрений на государство – анархизма и либерализма, – он делает вывод об ошибочности обоих, полагая, что «государство, как все вообще моменты общества, служит не какой-либо внешней и утилитарной цели, а утверждению целостной правды, внутреннему, онтологическому, духовному развитию общества»[50]. Государство должно быть ограничено в своих функциях, путях и средствах своей деятельности. Планомерно-организационная деятельность, составляющая существо государства, предполагает вне себя спонтанный, органически возникающий и складывающийся субстрат, к которому эта деятельность прилагается, из которого она рождается. Государство не должно вмешиваться в дела гражданского общества, которое является его естественной основой. С.Л. Франк определяет гражданское общество как спонтанное начало, которое складывается из сотрудничества и свободного скрещивания воль людей. Принудительность государственной власти не мешает ему интерпретировать государство как организацию свободы, как орган, планомерно формирующий свободное спонтанное сотрудничество индивидов. Тем самым начала консерватизма органично сочетаются с принципом творческой инициативы.

Для С.Л. Франка социально-философская проблематика является важнейшей частью его философской системы, которая в своей целостности стремится к более высоким теоретическим обобщениям. Философ поднимает на новый уровень вопросы, касающиеся общественного устройства на духовно-нравственных началах, стремится создать свой вариант антропологии, в центре которой находится проблема существования личности в сфере социального бытия. при этом личность воспринимается им как среднее звено между Абсолютом – Богом и обществом, способная транслировать идеи и ценности, созданные Творцом, в идеалы общественного развития. Социально-философское учение С. Л. Франка, продолжающее традицию всеединства и базирующееся на принципе онтологического равновесия личности и общества, логично завершается в консервативно-либеральном синтезе – основной для философа парадигме существования и функционирования общества.

Социально-философские идеи С.Л. Франка образуют систему, по глубине и уровню философского осмысления сопоставимую с подобными концепциями других выдающихся мыслителей. В основе франковской системы лежат идеи религиозной философии, творчески осмысленные им и приспособленные к практическим потребностям общественного развития. В концепции «христианского реализма» божественная первооснова всего конкретно-сущего сочетается с роковым несовершенством его эмпирического состояния и потому ограниченности возможностей его чисто человеческого совершенствования. Творить же добро «здесь и теперь» – в этом философ видел смысл жизни нормального человека. Философ исходил из того, что религиозное сознание способно изменить общую ситуацию в морально-нравственной сфере общественного бытия, трансформировать идеал абсолютной внешней свободы в идеал внутреннего раскрепощения личности, что даст импульс развитию творческой инициативы, создаст предпосылки для социокультурного развития на началах соборности, религиозности и морали. По его мнению, необходимо защищать все то, что имеет вечную ценность, в том числе идеалы демократии и социализма, ибо в них косвенно выражается христианское сознание.

В параграфе 2.2 «Личность, общество и государство в социально-философской концепции консервативного либерализма С.Л. Франка» формулируется проблема участия личности в устройстве общественной жизни, внешних и внутренних связей, существующих между личностью, обществом и государством.

Философ подчеркивает, что желаемое общественное устройство не возникает само собой и его невозможно создать без заинтересованного участия каждой личности, а также разъясняет, каким образом человек посредством своей духовной и материальной жизни может воздействовать на совершенствование общего порядка. В своей концепции консервативного либерализма С.Л. Франк старался совместить общественный прогресс с традиционными ценностями русского народа в сфере религии, политики, общественного бытия.

Обращаясь непосредственно к вопросам политики, С.Л. Франк указывал на ее необходимость, хотя и не абсолютизировал ее значение. По его мнению, политика есть лечение общества, гигиеническое, терапевтическое, а в исключительных случаях хирургическое. Это есть также воспитание этого общества, создание условий и отношений, наиболее приемлемых для развития его внутренних творческих сил. Сама по себе политика может регулировать общественные отношения, однако она не может самостоятельно решать вопросы улучшения общества, тем более решать проблемы нравственного совершенствования. В этом должны участвовать и всё общество, и каждый его член. Отсюда неутешительный, однако целиком справедливый вывод относительно того, что государство, политическая власть, принуждение – все это есть «роковая земная необходимость»[51]. Вместе с тем политика государства служит инструментом общественной стабильности, поскольку обеспечивает подчинение субъекта «я» интересам системе «мы», без наличия противоречий в подсистеме «я» – «ты».

С. Л. Франк исходил из того, что политическая власть есть важнейшее условие сохранения устоев общественной жизни и крепости социальных институтов, поскольку лишь одна политическая власть может противостоять политическому радикализму, подрывающему общественные устои. Согласно его мысли, любая революция, в частности революция в России, есть лишь частный случай насильственного внедрения неких идеалов в систему общественно-духовного устройства общества, этот процесс является процессом превращения добра во зло, иначе говоря - грехом, ведущим к разрушению и саморазрушению.

Философ обосновывает необходимость новой, умеренной, гибкой и устойчивой идеологии, построенной на компромиссе интересов личности и общества, гражданина и государства. Конституируемый через выявление основных принципов общественной жизни социально-политический идеал дополняется указанием на способы его достижения, начисто исключающие применение насилия. Этическая направленность политики получает у Франка метафизическое обоснование.

В целом, консервативно-либеральная концепция С. Л. Франка несет в себе антропоцентрический и гуманистический заряд, поскольку дает возможность проектировать пути развития общества и государства, сообразуясь с требованиями общечеловеческой морали. Для русского национального, религиозного и политического сознания данная система имеет особое значение, так как в настоящее время остро стоит вопрос о ценностях и идеалах развития современного российского общества и государства. В образовавшемся идеологическом вакууме концепция соборного либерализма может быть взята, по крайней мере, как одна из стратегий дальнейшего социокультурного и политического развития.

В параграфе 2.3 «Консервативно-либеральный синтез и проблема общественного идеала в социальной философии с.Л. Франка» определяетсянеразрывная и взаимообусловленная связь концепции консервативного либерализма и проблемы общественного идеала в воззрениях С. Л. Франка. При этом философ исходил из признания невозможности построения идеальной социально-политической системы, поскольку существующие социально-политические мировоззрения считал ущербными, нуждающимися в перестройке. С одной стороны, для Франка была неприемлемой идея всеобщего равенства как рецепта достижения общественного идеала. Ее несовершенства он наблюдал у себя на родине, в советской России. С другой стороны, социальная практика Западной Европы второй половины XIX века показала абстрактность идей классического либерализма. Идея свободы, реализуясь в конституциях западноевропейских стран, давала формальные права, но оказывалась неспособной обеспечить «право на достойное человеческое существование».

Консервативный либерализм Франк считал идеологией, в наибольшей степени отвечающей общественному идеалу и естественным потребностям каждого конкретного человека. Он не ставит вопрос о форме государственного устройства или организации власти, а настаивает на утверждении демократических принципов, сообразующихся с религиозными основами морали. В зависимости от конкретной исторической ситуации консервативный и либеральный сегменты в общественно-политической системе могут расширяться или сужаться, проявлять себя изолированно или сближаться, создавая ту или иную модель либерально-консервативного синтеза. Создается, по сути, пограничное пространство, которое можно представить как некое поле взаимопроникновения либерализма и консерватизма.

Консервативный либерализм, с точки зрения С.Л. Франка, является результатом развития и сближения монархических идей и идей демократии.  Основополагающим принципом данного синтеза является «ответственность общества за судьбу и благосостояние ее членов, право личности, как члена солидарного целого, требовать от общества обеспечения себе условий свободной, разумной и достойной жизни»[52]. Безусловно, ценными для современной России являются и мысли философа относительно «соборности» как термина, подчеркивающего единство консервативного и либерального начал, прошлого и настоящего, временного и пространственного, старого и нового. Это понятие органично вписывается в рамки социально-культурного менталитета значительного пласта современного российского общества, людей мыслящих умеренно-политическими категориями, что во многом убеждает о необходимости синтеза традиций и новаций, как в сфере государственного управления, так и в идейно-политической сфере формирования теоретических основ развития России в ХХІ веке.

Лейтмотивом социально-политического учения С. Л. Франка является мысль о национальной «идее-святыне» как культурной ценности, объединяющей вокруг себя людей разных классов, сословий, возрастов, взглядов. Концепция консервативного либерализма является попыткой теоретически решить проблему «личность-общество», найти баланс между интересами индивида и государства. Диалог между властью и гражданами возможен на совместном «видении» цели материального и духовного развития и исповедании сакральных ценностей, которые являются нравственными мерилами тех или иных социальных действий.

Многое из того, о чем говорил философ в эпоху переоценки ценностей и надвигающихся катастроф XX века, созвучно нашим дням. Нравственные и политические ориентиры времен противостояния двух систем и идеологий рухнули, и российская цивилизация оказалась в очередном культурно-ценностном «водовороте». В такие переломные эпохи особенно важно осознание смысла человеческого существования, его исторических закономерностей и ценностных ориентиров. В этой ситуации доктрина консервативного либерализма, может быть, как нельзя лучше подошла бы для социально-политического обустройства российского общества, которое, с одной стороны, наследует многолетнюю традицию солидарности «мы», и, с другой, трудно и сложно идет по пути постижения опыта свободы индивидуального «я».

В Заключении подводятся итоги исследования, сделаны выводы относительно того, что социально-философское учение С.Л. Франка, базирующееся на принципе онтологического равновесия личности и общества, логично завершается в идее консервативно-либерального синтеза. Резюмируется, что для современной России данная концепция актуальна, так как укладывается в содержание идеала, описывающего взаимоотношения личности и социума, государства и гражданского общества. Проблема возрождения духовных основ общества, которая была центральной темой всех работ мыслителя, и сейчас является важнейшим компонентом гуманитарной политики нашего государства.

 

 

Публикации автора по теме диссертации

 

Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ВАК

Министерства образования и науки РФ

 

1. Гносеологические и этико-онтологические основания социальных идей С.Л. Франка // Наука и бизнес, № 8. – М.: 2012. С. 37–42 (0,6 п.л.).

2. Консервативный либерализм как единство социальных традиций и творчества личности // Глобальный научный потенциал, №8. – СПб.: 2012. С. 34–37 (0,4 п.л.).

3. Социально-философское учение С.Л.Франка: основы и смыслы общественного устройства // Перспективы науки, №8. – Тамбов, 2012. С. 56–60  (0,5 п.л.).

4. Идея всеединства как философская основа консервативного либерализма С.Л. Франка // Соловьевские исследования. Вып. 34. – Иваново: ИГЭУ, 2012. С. 46–56 (1 п.л.).

 

Другие публикации

 

6.Власть и общество в социально-политической философии С.Л. Франка // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXXМеждународной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: издательство ЦРНС, 2013. С. 131–138 (0,7 п.л.).

7. Антропологические основы социальной философии С.Л. Франка // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 8 (17): сборник статей по материалам XVIIмеждународной заочной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. – С. 30–37 (0,6 п.л.).

8. Онтологические основы социальной философии С.Л. Франка // Наука. Образование. Личность: материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Логос, 2013. – С. 123-125. (0,4 п.л.).

9. Антропологические константы социально философских идей С.Л. Франка // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернов. – Новосибирск: издательство ЦРНС, 2013. – С. 131-138 (0,8 п.л.).

Автореферат

диссертации на соискателя ученой степени

кандидата философских наук

 

 

Курилова Сергея Николаевича

 

 

Тема диссертационного исследования

 

 

Философские основания концепции консервативного либерализма С.Л. Франка

 

Специальность: 09.00.03 – история философии

 

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент,

Роцинский Станислав Борисович

 

 

Изготовление оригинал-макета:

Курилов Сергей Николаевич

 

 

 

 

 

 

Напечатано с готового оригинал-макета

Формат 60.90/16 Тираж ___ экз.

Подписано в печать _________. Заказ № __

Типография _________________

___________________________

 



[1] Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: сост. П. В. Алексеев. - М.: Республика, 1992. – С. 243.

[2] Зеньковский В. История русской философии. М.: «Академический проект», «Раритет», 2001. – С. 802.

[3] Булгаков С. Христианская социология // Социс. - 1993. - № 10.

[4] Гессен С.И. Проблемы правового социализма // Современные записки. - Париж, 1924. - Т. 22.

[5] Бердяев Н.А. О книге С.Л.Франка "Непостижимое". - Режим доступа:  http://www.vehi.net/frank/berdyaev.html [Электронный ресурс].

[6] Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

[7] Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980.

[8] Сухоруков В.В. Критический анализ мировоззренческой эволюции С.Л. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-философского исследования и современная идеологическая борьба. Тезисы конференции. Вып. 2. - М., 1985.

[9] Старченко Н.Н. Философское обоснование российского либерализма в интуитивизме // Актуальные проблемы истории философии в СССР. - М., 1981. - Вып. 9.

[10] Редлих Р. Социальная философия С.Л. Франка. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1956.

[11] Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877 – 1950 // Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2001.

[12] Некрасова Е. Н. С. Л. Франк. М., из-во «НИЭМП», 2000.

[13] Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры // под ред. Поруса В.Н. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009.

[14] Семен Людвигович Франк (Философия Россия первой половины XX в.) //под ред. В.Н. Поруса. - М.:РОССПЭН, 2012.

[15]Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.- М.: Прогресс-Традиция,  2001.

[16]Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л.Шестов). М.: Республика, 2006.

[17] Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.

[18] Гавриленко В.В. Проблемы самосознания в философской концепции С. Л. Франка // Вестник Сев. ГТУ. Философия. - 1999. - Вьш. 20.

[19] Гаврюшин Н.К. «Русская идея» в трактовке С. Франка // Общественные науки. - 1990. - № 6.

[20] Евлампиев И. И. История русской метафизики в ХІХ-ХХ веках. Русская философия в поисках Абсолюта. - СПб.: Алетейя, 2000. - Ч. І - II. - 453 с. - Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/library/ books/ metaphisic/mark.htm#_ftn499 [Элетронный ресурс]; Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995.

[21] Ермичев А.А. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996.

[22] Резвых Т. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. - 1992. - № 5.

[23] Роцинский С.Б. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Избранные труды.-  М.: РОССПЭН, 2010.

[24] Сенокосов, Ю.П. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990.

[25] Соболев А.В. Философ-мудрец (О своеобразии философии С.Л. Франка) // Франк С.Л. Свет во тьме. - М: Изд-во «Факториал», 1998.

[26] Соловьев Э.Г. С.Л. Франк - «от тьмы к свету» // Социологические исследования. - 1994. - № 1.

[27] Акопов С.В. С.Л. Франк как политический мыслитель. - СПб., 2001.

[28] Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С. Л. Франка // Историко-философский ежегодник. – М.:Наука, 2000.

[29] Архангельская А.И. Проблема формирования духовных основ общества в социальной филосифии С.Л. Франка. – СПб., 2010.

[30] Дементьева Л.С. Социально-политические идеи С.Л. Франка в контексте его метафизической системы. – Хабаровск, 2005.

[31]Потапчук В. И. Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С. Л. Франка: Автореферат дисс. канд. философ. наук. - Хабаровск, 2007.

[32] Токмакова Г.П. Проблема смысла жизни в социальной философии С.Л. Франка. – Хабаровск, 2001.

[33] Удинкан О.В. Гуманизм как принцип социально-философской рефлексии: напримере философии С.Л. Франка.-Хабаровск, 2001.

[34] Харин В.Н. Социально-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное»: на материале концепции С.Л. Франка – Пермь, 2004.

[35] Черноков А. Э. Учение С. Л. Франка о государстве и праве: автореферат дисс. канд. юрид. наук 12.00.01. - СПб., 2002.

[36] Пустарнаков В.Ф. Либерализм в России.- Казань: «Печатный Двор», 2002.

[37] Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX-начало XX в.) - СПб.: Изд. С._Петербургского университета, 1996.

[38] Федотов А.С. Либерально-консервативный феномен современной России: монография / под ред. А. Н. Кочетова. - Саратов: СГСЭУ, 2003.

[39] Консерватизм и реформизм. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 14 / Отв. ред. И.Д. Парфенов. - Саратов: СарГу, 1993.

[40] Либерализм, консерватизм, марксизм: проблемно-тематический сборник /Ю.С. Пивоваров и др. -М., 1998.

[41] Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: "РОССПЭН", 2001.

[42] Консерватизм и либерализм: история и современные концепции: материалы международ. науч. конференции / Авторы: А.С. Карцов и др. - СПб.: ид-во С.-Петербург. университета, 2002.

[43] Шамшурин В.И. Эпистемология либерального консерватизма (опыт аналитического подхода). – М., 1995.

[44] Бердин А.Т. Социально-философская концепция либерального консерватизма и ее роль в духовном возрождении России.-Уфа, 2004.

[45] Чернавский М.Ю. Либерализм и консерватизм: социально-философский анализ. – М.,2009.

[46] Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб.: Нева, 1994.

[47] Иванцова О.К.Философия либерального консерватизма П.Б. Струве: Опыт историко-философского анализа. - М., 2003.

[48] Руткевич Н.А. Философия истории российского либерализма: П. Б. Струве и П. Н. Милюков: Сравнительный анализ. – М., 202.

[49] Шабалин Д.Н. Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве.- Вел. Новгород, 2007.

[50] Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: сост. П. В. Алексеев. - М.: Республика, 1992. - С.140.

[51] Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения / под ред. Ю. Сенокосова. - М.: Правда, 1990. – С. 130.

[52] Франк С.Л. Политика и идеи (О программе «Полярной Звезды») / С.Л.Франк. Счинения. – М.: Правда, 1990. – С. 71–72.