Мессианские взгляды А.С. Хомякова и В.С. Соловьева
Специальность 09.00.06 - философия религии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2000
Работа выполнена в Государственном Музее истории религии
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Н.С.Гордиенко
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор А.Ю. Григоренко
кандидат философских наук, доцент Н.В. Носович
Ведущая организация: Кафедра философии религии и религиоведения. Санкт-Петербургский Государственный университет
Содержание диссертации
Мессианские взгляды А.С. Хомякова и В.С. Соловьева
Введение
Глава 1. Особенности формирования и динамики мессианских взглядов А С Хомякова
1.1 Историко-идейные условия и предпосылки возникновения мессианских настроений А.С.Хомякова в первой трети XIX-го века
1.2 Образование и изменения мессианских взглядов А.С.Хомякова в 40-ые гг. XIX века
1.3 Своеобразие мессианских взглядов А.С. Хомякова
Глава 2. Специфика возникновения и эволюции мессианских воззрений В С Соловьева
2.1 Исторические условия и идейные предпосылки образования мессианских представлений B.C. Соловьева (кон. 60 - 70-ые гг. Х1Х-го века)
2.2 Возникновение и трансформация мессианских представлений B.C. Соловьева (кон. 70-х - нач. 90-х гг. XIX-го века)
2.3 Особенности мессианских воззрений В.С. Соловьева
Заключение
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объект и предмет исследования. Мессианские идеи, периодически появляющиеся в христианском мире, непременно содержат в себе претензию на окончательное разрешение мировых сверхзадач и исключительность исполнителя этой цели, что санкционировано особой связью с Абсолютом (Богом). Поэтому всякий мессианизм является продуктом религиозного сознания. Мессианская идея предстает в качестве комплекса специфических сотерологических, эсхатологических установок, связанных с идеей избранности и базирующихся на определенных религиозных представлениях. В то же время рассматривать мессианские взгляды в границах только религиозной идеи нельзя. Реакция создателей мессианских конструкций на социально-политические события, философские идеи своего времени, национально-историческую проблематику придавала специфический характер их мессианским проектам.
Мессианские конструкции, несмотря на христианский контекст, как правило, содержат в себе два основных содержательных компонента, восходящих в определенной мере к древнееврейскому прототипу - это представление о мессии как человеческой личности или "коллективной личности" и хилиастическую устремленность. Помимо этого, существуют иные характеристики, которые могут варьироваться, дополняться, придавая своеобразие мессианским построениям.
Тем не менее, в исследовательской литературе мессианские взгляды часто отождествляются, как правило, только с идеей национальной избранности Представляется необходимым рассмотрение мессианских воззрений в качестве комплексной идеи. В русской религиозной философии XIX-го века мессианские устремления отражали такие проблемы, как диалектика сочетания национальных и общечеловеческих целей в истории, возможность бескомпромиссного утверждения идеала в действительности и преображения мира в соответствии с ним Близость идейных исканий заключает в себе возможность для сопоставления и выявления общих тенденций в мессианских представлениях А.С. Хомякова и B.C. Соловьева. При этом речь не может идти о прямой преемственности конкретных мессианских построений А.С. Хомякова и В.С Соловьева.
В этой связи важным представляется реконструкция процесса формирования и возникновения мессианских взглядов. Исследование механизма появления мессианских воззрений неотделимо от анализа составляющих их компонентов. Другим, не менее значимым, направлением является изучение динамики мессианских настроения А. С. Хомякова и В. С. Соловьева.
Актуальность темы исследования. Научный и общественный интерес к феномену мессианского сознания обусловлен как его рецидивами в русской истории, так и сложностью комплекса философских, религиозных, социальных факторов, способствующих возникновению данного явления.
Представляется научно актуальным, что предлагаемое в исследовании компаративное рассмотрение мессианских воззрений А. С. Хомякова и В. С. Соловьева, знаковых для отечественной философии XIX - го века мыслителей, содействует выявлению общих особенностей русской религиозно-философской традиции этого времени. Речь не идет о прямой преемственности в развитии конкретной теоретической конструкции, а объясняется общим руслом поисков А С Хомякова и В С Соловьева.
Настоящее время - период радикальных исторических изменений Органично обращение различных общественных сил к выявлению национально-культурного своеобразия России в связи с определением исторических перспектив страны, что актуализирует общественное внимание к творческому наследию А. С. Хомякова и В. С. Соловьева, которые затрагивали комплекс аналогичных вопросов в своих мессианских конструкциях В частности, тема отражает сложную и противоречивую динамику взаимодействия национальных и наднациональных элементов, что актуально для идейных поисков в России.
В то же время, по-прежнему сохраняется заидеологизированность наследия А С Хомякова, которое порой сужается до идеологических штампов В этой связи не теряет актуальность объективная научная реконструкция воззрений мыслителей Источниковедческая база исследования.
Источниковедческую базу исследования составили труды А С Хомякова и В С Соловьева, изданные как в дореволюционные годы, так и в настоящее время.
Степень разработанности темы. Оценка мессианских воззрений А С Хомякова в историографии была сопряжена с трактовкой возникновения славянофильского течения мысли Существует историографическая традиция, берущая свое начало от замечаний А И Герцена и некоторых современников ранних славянофилов, представляющих исток и главный интерес мыслителей этого направления в национальном самоутверждении. В крайнем выражении эта традиция, обвиняя ранних славянофилов в провинциализме и неограниченном национализме, искажает историко-философское значение их мировоззрения.
Так, близкий к А С Хомякову Н П Гиляров-Платонов сводил всю сложность воззрений ранних славянофилов к национальному самоутверждению "Для того, чтобы создавать системы о превосходящем величии русского народа и его, так сказать, мессианском призвании, не надобно никакого Гегеля".
Е Н Трубецкой считал, что традиционное понимание роли православия в истории унаследовано ранними славянофилами от "предков" и представляет "органический порок". Е Н Трубецкой в преемственности славянофилов с идеей "Третьего Рима" видит проявление национализма. Сложившееся до 1917 года мнение отражалось и в более поздних работах. При этом исследователи напрямую связывали национализм и мессианские представления. Показательна резка оценка С И Машинского, подчеркивавшего, что "национализм славянофилов проявлялся в их представлениях о преимуществе "русского мира" перед западным, православной церкви перед католической, равно как и в их мессианском представлении о русской нации в целом, как "богоизбранной", и что особенно важно в их настойчивом стремлении закупорить Россию и обособить ее от всего человечества.
Данная исследовательская позиция, представляющая мессианизм как проявление национализма, на наш взгляд, оставляет в стороне многосторонность творческого наследия ранних славянофилов, отражавшееся в том числе на их мессианских настроениях, и не учитывает потенциала христианского универсализма, в духовном контексте которого формировались мессианские взгляды, например, А С Хомякова.
В этой связи уже в дореволюционной историографии возможно отметить иные оценки воззрений ранних славянофилов. Проблему частного и общего обозначил П Н Милюков, который отмечал неразрывность идеи национальности и ее всемирно-исторического предназначения П Н Милюков сформулировал ключевую проблему для понимания мысли раннего славянофильства и мессианских настроений, проявлявшихся в их среде, когда поставил вопрос "дорожил ли он православием и общинным началом, только как коренными признаками русской народности, или же, наоборот, самая эта народность была дорога ему (славянофильству - И.В) только как носительница универсальных идей православия и общины."
П.Н Милюков отметил, что рассматривать любые воззрения ранних славянофилов, следует учитывая их религиозные представления. Н.А Бердяев, исследуя специфику мессианских взглядов А.С, Хомякова, также задается вопросом о соотношении национального и универсального, преломляющихся в вопросе соотношения мессианства и миссианства в построениях ранних славянофилов Н.А. Бердяев первый подошел к мысли, что Россия и Запад в историософии А С Хомякова представляют из себя шифры, т.е. являются категориями, отражающими универсальное по значению содержание. Данное наблюдение не было развито.
Исследовательская мысль советского периода, уделяя внимание преимущественно общественно-политическим взглядам славянофилов и "литературному славянофильству" специально вопрос о мессианстве ранних славянофилов не рассматривала. В 1989 году была издана небольшая по объему работа В.И. Керимова "Историософия А.С.Хомякова", в которой автор вопрос об историческом призвании России определяет термином "миссианство", а не "мессианство", т.к. в построениях А С Хомякова не обнаруживается идеи божественного предопределения, а значит отсутствует указание на богоизбранность русского народа. Признавая ценность замечания исследователя, следует указать, что автор ограничивает понимание мессианизма, основываясь лишь на древнееврейском примере богоизбранного народа Кроме того, мессианские взгляды нельзя рассматривать в качестве производной только одной идеи предопределения.
Представленная панорама исследовательских позиций оставляет открытым вопрос О специфике мессианских взглядов А.С. Хомякова. Исследователи рассматривали эсхатологические, религиозные, историософские взгляды мыслителя вне связи с его мессианскими взглядами, делая лишь отдельные наблюдения или замечания относительного данного вопроса. Поэтому необходимо системное и последовательное рассмотрение генезиса и динамики мессианских воззрений А.С. Хомякова в контексте единства различных сторон его мировоззрения.
В историографии отсутствует однозначное освещение вопроса о преемственности воззрений В.С Соловьева на всемирно-историческое призвание России и мессианских настроений А.С. Хомякова. Н.А. Бердяев видит известную степень преемственности между ранними славянофилами и В.С Соловьевым именно в "русском мессианизме". Н.А. Бердяев считает, что по мере развития своего творчества B.C. Соловьев "коренным образом расходится с ними (ранними славянофилами - И.В.) в своем универсализме. В оценке Н.А. Бердяева мессианские устремления А С Хомякова и B.C. Соловьева в большей степени противопоставляются, чем отмечается развитие одной мировоззренческой тенденции Представляется, что происходит недооценка пафоса универсализма в воззрениях А.С. Хомякова, который в зрелый период творчества не отделял призвание России от судеб мировой истории Е.Н. Трубецкой относит к проявлению национализма не только мессианские настроения славянофилов, но и "национальный мессианизм" В л. Соловьева в ранний период творчества.
Автор оказывается противоречив, замечая относительно данного вопроса, "в одном отношении, впрочем, Соловьев остался славянофилом: "он осудил славянофильский национализм именно потому, что он остался верен тому христианскому идеалу, который был им унаследован от Хомякова и Киреевского."? Показательно, что П.Н. Милюков в публичной лекции от 22 января 1893 года, говоря о мессианских представлениях раннего славянофильства, называет B.C. Соловьева "последним славянофилом" Речь идет не о национальном вопросе, а о историософской тенденции. Решение проблемы адекватного раскрытия содержания мессианских взглядов А.С. Хомякова и B.C. Соловьева позволит точнее выявить общие особенности представлений мыслителей К.В. Мочульский в своей подробной работе, посвященной анализу творчества В.С.Соловьева, высказывает мнение, что в "подлинном" мессианизме ничего специфически национального быть не может.
В то же время исследователь не отделяет мессианские взгляды B.C. Соловьева, высказанные в конце 70-х годов от воззрений ранних славянофилов.8 Тем не менее, К.В. Мочульский не рассмотрел идеи, в которых существует преемственность мессианских воззрений В.С Соловьева и ранних славянофилов.
Наблюдения исследователя не объясняют почему преемственность в мессианских воззрениях философа с ранними славянофилами относится только к начальному периоду творчества В С Соловьева. В этой связи возникает необходимость рассмотреть эволюцию мессианских воззрений B.C. Соловьева, чтобы определить неизменные компоненты, а значит уточнить те устойчивые ориентиры, которые характерны как для философа, так и его предшественников в лице А.С. Хомякова.
А.Ф. Лосев занимал противоположную К.В Мочульскому позицию. Ученый не находит никакого проявления мессианских взглядов у В.С Соловьева, "поскольку все другие народы тоже, по его (В С. Соловьева - И.В.) мнению, участвуют в строительстве церкви вселенской. Да и сама эта вселенская церковь скорее была для Вл. Соловьева социально-политическим делом, о котором он трактовал весьма свободомыслящим образом."
В качестве возражения против такой позиции можно привести пример мессианских построений А.С. Хомякова, который распространял принцип соборности на все народы, но отчетливо выразил мессианские устремления в конце 40-х гг. XIX - го века. Представляется, что содержание мессианских взглядов этих мыслителей шире национального компонента, к которому часто его пытаются свести. Поскольку мессианские воззрения многими исследователями понимался только как "славянофильская идея", то основное творчество B.C. Соловьева протвопоставлялось "кратковременному" периоду увлечения этой темой в конце 70-х гг. XIX-го века. Подобная трактовка по существу воспринимает мессианские взгляды лишь в качестве "национального мессианизма", что препятствует адекватному рассмотрению этого аспекта мировоззрения философа. Показательно, что есть иссследователи, которые не считают возможным говорить о мессианских взглядах B.C. Соловьева, исходя из свойственного мыслителю пафоса универсализма.
Историографический обзор показывает, что работа по осмыслению мессианских воззрений А.С. Хомякова и B.C. Соловьева остается незавершенной. Отсутствуют специальные работы целиком посвященные этой теме. Оказались недостаточно исследованы особенности формирования, содержательные компоненты, динамика, а также проблема общей специфики мессианских воззрений мыслителей.
Цели и задачи исследования.
Цели:
1. Раскрыть особенности процесса возникновения и динамики мессианских взглядов А.С.Хомякова и В.С Соловьева
2 Характеризовать особенности мессианских взглядов А.С.Хомякова и В.С. Соловьева
3. Определить степень близости мессианских устремлений мыслителей.
Задачи.
1. Выявить те стороны мировоззрения мыслителей, которые представляют собой предпосылки для возникновения мессианских настроений А.С.Хомякова и В.С.Соловьева.
2. Представить особенности социально-исторического контекста, которые способствовали возникновению мессианских настроений мыслителей.
3. Выделить факторы, решающим образом детерминирующие возникновение мессианских конструкций в воззрениях А.С.Хомякова и В.С.Соловьева.
4. Раскрыть содержательную сторону мессианских взглядов А.С Хомякова и В С.Соловьева.
5. Представить те оригинальные моменты в мессианских воззрениях А.С.Хомякова и В.С.Соловьева, которые в наибольшей степени определяют специфику рассматриваемых мессианских моделей. 6. Уточнить общие как для мессианских устремлений А.С.Хомякова, так и В.С.Соловьева.
Научная новизна исследования.
1. Впервые рассмотрено соотношение компонент, составляющих содержание мессианских взглядов А.С. Хомякова и B.C. Соловьева.
2. В диссертации впервые мессианские взгляды А.С Хомякова и B.C. Соловьева рассматриваются в качестве теоретического фокуса, отражающего своеобразие всего мировоззрения мыслителей.
3. В исследовании полнее, чем прежде раскрывается связь между особенностями религиозных воззрений мыслителей и возникновением мессианских настроений.
4. По новому рассматриваются идейные ориентиры, сближающие мессианские взгляды , А.С. Хомякова и В.С Соловьева.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились принципы системности и историзма Специфика темы потребовала использования сравнительного и междисциплинарного подходов - философского и исторического.
Практическая значимость работы.
Материалы и выводы диссертации могут найти применение в основных и вспомогательных курсах по истории русской религиозной философии, философии религии, религиоведению в вузах гуманитарного профиля.
Апробация работы.
Отдельные положения диссертации изложены в статьях "Оцерковление тварного бытия в воззрениях А.С Хомякова" и "Проблема соотношения мессианизма и миссианизма в творчестве А.С Хомякова и В С Соловьева", а также в докладах на Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях 1994, 1997, 1998 годов в Государственном музее истории религии.