Московский педагогический государственный университет
На правах рукописи
Песьяков Сергей Алексеевич
Социально-философские основания историософии
Константина Дмитриевича Кавелина
Специальность 09.00.03 - история философии
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Научный руководитель
кандидат философских наук,
профессор Михайлов Виктор Владимирович
Москва
2008
Содержание
Введение 3
Глава I «Истоки, содержание и смысл историософских построений
Кавелина»:
1.1. Социально-философская и общественно-политическая атмосфера
первой половины XIX века в контексте становления историко-философских
построений Кавелина 13
1.2. Основания философского учения Кавелина и перманентная смена
парадигм 27
1.3. Эволюция историософских взглядов мыслителя 40
Глава II «Особенности методологии историософии Кавелина»:
2.1. Социально-философские аспекты историософских воззрений
Кавелина 61
2.2. Особенности категоризации философии истории и проблемы
теории личности 82
2.3. Историософия Кавелина и современность 100
Заключение 106
Список литературы 108
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Научная и
философская жизнь России XIX века породила немало интереснейших
идейных систем. Спектр проблем и вопросов, на которые заявлявшие о себе
философские авторитеты и течения должны были дать ответы, был
необычайно широк. Среди видных представителей социально-философской и
общественно-политической мысли, наряду с И. С. Аксаковым, А. С.
Хомяковым, П. Я. Чаадаевым, Т. Н. Грановским, занимает заслуженное
место и Константин Дмитриевич Кавелин, историк и философ, юрист и
общественный деятель, публицист и политик. На протяжении жизни ученый
был полон стремлений предельно широко объять историческую реальность
России, отыскать выход из стабильно противоречивых и во многом
неразрешимых общественных проблем: социальной и умственной
пассивности, гнетущего пессимизма, аполитичности, нравственного упадка,
игнорирования общественных и государственных законов.
Актуальность исследования сочинений К. Д. Кавелина (1818 - 1885)
определяется тем, что в них прослеживается эволюция взглядов мыслителя,
его теоретических воззрений не только с точки зрения историософии как
дисциплины, рассматривающей процесс развития государства и общества с
общих позиций, но и других направлений философского постижения мира.
Именно поэтому существуют все основания рассматривать творчество
профессора как многогранную систему, вобравшую в себя не только
осмысление социально-философских проблем, но и напрямую связанных с
ними онтологических, этических, аксиологических и даже психологических.
В трудах Кавелина, особенно в поздний период его деятельности,
аргументировано обосновывается интереснейшая связь между
психологическими явлениями и онтологической проблематикой: ученый
рассматривал психические факты в качестве равноправных объектов бытия
наравне с материальными.
з
Наука, как социально-культурный феномен, получила толчок к
развитию в России благодаря преобразованиям Петра I (конец XVII - начало
XVIII вв.). С этого момента научный прогресс напрямую затрагивает и
Российскую империю. Параллельно с секуляризацией культуры в целом,
происходит усвоение новейших западных цивилизационных ценностей,
научных и общественно-философских учений. Этот процесс,
продолжавшийся в течение XVIII столетия с разной частотой, получил
особенную динамику к началу XIX века, ознаменовавшегося влиянием на
русскую мысль новейших и одновременно доминирующих философских
течений Европы. Стремление синтезировать ведущие мировые научные и
философские учения и открытия свидетельствовало о новом этапе в развитии
русской интеллектуальной жизни.