Родился 2 (14) августа 1865 в Петербурге в семье крупного чиновника. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского факультета. Брат зоолога К.С. Мережковского. Женат на З. Гиппиус. Известен как поэт, критик, историк, переводчик, философ, общественный деятель. Один из основателей Религиозно-Философского Общества в Петербурге (1901) и литературного религиозно-философского общества «Зеленая лампа» в Париже (1927). После октябрьской революции 1917 г. эмигрировал с семьей. Участвовал в деятельности масонских лож в эмиграции. Увлекался идеями фашизма (конец 1930-х). Умер в Париже 9 декабря 1941 г.

Идеолог русского символизма. Сторонник идеи «нового религиозного сознания» («религии третьего Завета»). В отличие от язычества, переоценивающего плотское начало в ущерб духу, и христианства, отрицающего святость плоти и превозносящего духовное начало, «новое религиозное сознание» должно обратиться к опыту «первоначального» («истинного») христианства с целью синтезировать основания язычества и христианства и восстановить равновесие между духовным и плотским началами человеческой природы, вследствие чего слово приобретет плоть, а плоть – вечную жизнь. В соответствии с этим позиция М. именовалась им «мистическим реализмом» или «мистическим материализмом». Эмпирический и метафизический аспекты процесса познания М. дополнял мистическим (интуитивным), ориентированным на получение сверхрационального знания. Неприятие большевизма и увлечение идеями фашизма доходило до публичной поддержки вторжения в СССР немецких войск в 1941 г. Основные философские сочинения: «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893), «Христос и Антихрист» (1893-1906), «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч. К будущей критике христианства» (1908), «Зачем воскрес? (Религиозная личность и общественность)» (1916) и др.

 

Документальный фильм о Д.С. Мережковском

 

Документальный фильм о Д.С. Мережковском и З.Гиппиус