(16.4.1871, Ливны, Орловской губ. — 12.7.1944, Париж) — философ, экономист. Родился в семье священника. Окончив духовное училище, поступил в Орловскую духовную семинарию (1885), но, проникшись материалистическими и революционными идеями, оставил ее (1888) и окончил Елецкую гимназию. В 1890-94 учился на юридическом факультете Московского университета; вошел в ряд оппозиционных студенческих организаций и сблизился с марксистами. В 1895 оставлен при кафедре политической экономии и статистики для приготовления к профессорскому званию. Написанный им в качестве магистерской диссертации труд “О рынках при капиталистическом производстве” (М„ 1896) был задержан цензурой и, изъятый из библиотек, лишь в конце 1897 смог увидеть свет, но, как книга революционно-марксистского направления, не мог быть принят к защите. В 1897 Булгаков начал преподавать политэкономию и статистику в Московском техническом училище, активно сотрудничал в марксистской легальной печати: журналах “Новое Слово” (1897), “Начало” (1899), “Научное Обозрение” (1899-1900), в области экономической теории и гносеологии примыкая к “критическому направлению” в русском марксизме. С 1898 — в научной командировке в Германии, Англии и Франции, где по плану профессора А.Чупрова занимался историей аграрного вопроса в Европе. Заграницей познакомился с лидерами социал-демократии К.Каутским, А.Бебелем, Г.Плехановым. Опыт исследования, суммированный им в новой магистерской диссертации “Капитализм и земледелие” (тт. 1-2, М„ 1900), и личные впечатления от деятельности западной социал-демократии заставили Булгакова усомниться в экономической, философской и политической доктрине марксизма. Параллельное увлечение философией и публицистикой  Вл.Соловьева  предопределило поиски Булгакова в направлении “христианской политики” и софиологии (примерно до 1907-8), подчиненные идеям “христианского социализма”, в котором религиозное понимание общественной жизни соединялось с социалистическими требованиями обобществления производства, уничтожения капиталистической эксплуатации и коллективного самоуправления, а также с общелиберальными принципами политических свобод. 

В 1901-6 Булгаков— ординарный профессор Киевского политехнического института, с 1903 приват-доцент университета Св. Владимира, вел активную работу в рядах либерально-социалистической оппозиции, выступал с публичными лекциями, участвовал в киевском Литературно-художественном кружке, в организации и деятельности киевского отделения Союза освобождения. На совещании создателей Союза в Шафхаузене в 1903 выступил с докладом о его аграрной программе, сотрудничал в его органе — журнале “Освобождение”. В рамках складывающегося в 1900-е т.н. “идеалистического направления” (вместе с  П.Струве,  Н.Бердяевым,  С.Франком,  П.Новгородцевым и др.) принял участие в его дебютном сборнике “Проблемы идеализма” (М., 1902). Осенью 1904 вместе с Бердяевым вошел в редакцию религиозно-общественного журнала “Новый путь”, ас 1905 редактировал журнал “Вопросы жизни”. С этих пор центром деятельности Булгакова стала пропаганда и организация структур “христианской политики”, “христианской общественности” социалистического толка. В связи с этим он сблизился с участниками радикального Христианского братства борьбы (с 1905) В.Эрном и В.Свенцицким и вместе с ними организовал московское Религиозно-Философское общество памяти Вл.Соловьева, выпускал сборники “Вопросы религии” (1906-8), Религиозно-общественную библиотеку (серии брошюр для интеллигенции и народа), киевскую христианско-социалистическую газету “Народ” (апр. 1906). В практике этих предприятий соединялись программы церковной реформации, политического освобождения и решения социального вопроса. Приветствуя манифест 17 октября 1905, Булгаков оставался непримиримым противником монархии. 

С 1906 профессор Московского университета, преподаватель ряда московских учебных заведений, в том числе Московского Коммерческого института. В 1907 член 2-й Государственной думы, избранный от Орловской губернии как беспартийный “христианский социалист”; председатель думской комиссии по церковному законодательству, в которой выступал как один из авторов кадетского законопроекта; член комиссий бюджетной, аграрной и др. Выступал с призывами к отмене военно-полевых судов, с осуждением правительственного и революционного террора. Из опыта работы в Думе Булгаков вынес глубочайшее разочарование в политике как средстве освобождения общества и человека, и летом 1907 началось возвращение Булгаков в лоно “исторической” православной церкви, одновременно отход от религиозно-общественного радикализма, что было засвидетельствовано в его статьях в журналах “Русская мысль” и “Московский еженедельник”, впоследствии объединенных в сборник “Два града” (т. 1-2, М., 1911). В сборнике “Вехи” (1909) выступил с концепцией духовного преодоления интеллигентской революционности и нигилизма. Личная трагедия летом 1909 (смерть сына) предопределила растущее сосредоточение Булгакова на богословской и историко-религиоэной проблематике, вдохновляемой проектом построения целостной “христианской социологии”, объединяющей все сферы деятельности человека от хозяйства до общественности. Его исследования на этот счет составили докторскую диссертацию “Философия хозяйства” (М., 1912). Под преобладающим влиянием Вл.Соловьева, а с 1910 — и П.Флоренского Булгаков развивал учение о Софии, всеединстве, объединяющем человека и его историю с Богом и его воплощениями. С 1910 активный участник и организатор московского религиозно-философского книгоиздательства М.Морозовой “Путь” (до 1918). В феврале 1911 в числе других представителей русской профессуры в знак протеста против ущемления университетской автономии вышел в отставку из Московского университета. Тем не менее общественно-политические взгляды Булгаков этого времени становились вполне консервативными и в принципе не противоречили монархическому устройству: его критика общественных проблем сводилась к осуждению властвующей бюрократии. 

После Февральской революции 1917 Булгаков вновь был избран профессором Московского университета. Выдвинут делегатом Всероссийского Поместного собора православной церкви от мирян Таврической епархии и с августа 1917 до мая 1918 принимал активное участие в работе двух сессий собора, который ввел его в состав Высшего церковного совета. В 1917 вступил в организованную Струве “Лигу русской культуры”, став товарищем председателя ее отделения в Москве. В июне 1918 принял священнический сан и, передав в сборник “Из глубины” диалоги “На пиру богов”, анализировавшие национальную катастрофу 1917, выехал к семье в Крым, а затем в Киев, откуда в годы гражданской войны вернуться уже не смог. 

Исключенный большевиками из Московского университета, Булгаков в качестве профессора Таврического университета преподавал в Симферополе политэкономию и богословие. Служил в ялтинском соборе. С уходом из Крыма белой армии был исключен из университета, а в декабре 1922 выслан в Константинополь. В 1923-25 профессор церковного права Русского юридического факультета при Пражском университете. Планируя продолжение религиозно-общественной пропаганды, включая издание журнала, Булгаков одновременно задумывался и над формой религиозного объединения близких по духу интеллектуалов либерально-консервативной ориентации, в основе совпадавшего с авторским коллективом сборника “Вехи”. Им стало Братство Св.Софии, объединившее Булгакова, как его духовного главу, А.КарташеваГ.ФлоровскогоФранкаСтрувеБердяева и др. Однако неудачная попытка расширить это сообщество (1924) за счет деятелей евразийства, а затем и ожесточенная полемика между Струве и Бердяевым в 1925-26 фактически раскололи Братство и окончательно свели сферу общественной деятельности Булгакова к преподавательской работе и углубленным занятиям православной теологией. С 1925 профессор догматики и декан Русского Богословского православного института (впоследствии — академии) в Париже. В этой должности Б. пробыл до смерти. Публиковал свои сочинения в религиозно-философском журнале “Путь” (1925-40). Учение Булгакова о Софии-Премудрости Божией стало основанием для обвинения его в ереси одновременно епископами эмигрантского Карловацкого собора и московским митрополитом, местоблюстителем патриаршего престола Сергием (1935). Б., однако, вел активную церковную жизнь, участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения, сотрудничая с англиканским братством Св.Сергия и Албания, заседая в экуменических съездах, дважды (в 1934 и 1936) выезжая в США с циклом лекций и проповедей. Потеряв после операции рака горла голос (1939), сосредоточился на составлении большого числа письменных проповедей. 

Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.115-116.