[15(27) июня 1878, Москва — 3 апреля 1953, там же] — русский философ, психолог и педагог. В 1905 окончил философское отделение Оренбургского университета. Магистерская диссертация — “Логические основания гегелевской системы и конец истории”. По возвращении в Россию читает курсы психологии и философии в Университете Шанявского, на Высших женских педагогических курсах в Москве. С 1912 — приват-доцент, с 1918 — профессор Московского университета. В 1918—20 — организатор и ректор Восточно-Сибирского университета (Иркутск). В 1923—51 — профессор кафедры психологии в МГПИ. 

Преобладающий круг интересов Рубинштейна — философия воспитания и образования личности. Эти проблемы рассматриваются им в глобальном контексте миро- и жизнепонимания. Центральная задача главного философского труда (О смысле жизни, ч. 1. Л., 1927; ч. 2. M., 1927) — поиск правдиво-жизненного мировоззрения, способного “осветить действительную жизнь и углубить ее”. В развитии такого мировоззрения отводил важную роль своей концепции “монистического идеал-реализма и творческого антропоцентризма”, свободной от трансцендентных моментов. Книга подверглась ожесточенной идеологической критике, положившей конец публикации философских работ Рубинштейна.


Соч.: Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909; Социализм и индивидуализм. М., 1909; Семейное или общественное воспитание? М., 1916; Очерк педагогической психологии в связи с обшей педагогикой. М., 1920; Платон—учитель. Иркутск, 1920; Проблема “Я” как исходный пункт философии.— В кн.: Сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского университета, в. 5. Иркутск, 1923; Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М., 1927.


Лит.: Никольская А. А. Некоторые аспекты научного творчества М. М. Рубинштейна.— “Вопросы психологии”, 1978, № 5.


А. И. Алешин.

 

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.