(граф Шелига-Сувчинский) (5.10.1892, Петербург — 24.1.1985, Париж) — философ, музыковед, литературный критик, пианист, педагог. Родился в семье председателя правления русского Товарищества “Нефть”, потомственного польского дворянина. Детские и юношеские годы С. прошли в родовом имении в селе Тхоржов-ка под Полтавой на Украине. Занимаясь самообразованием, достиг всесторонней культуры, в том числе музыкальной. Пианист профессионального уровня, Сувчинский в 1900-е совершенствовался у Ф.Блуменфельда. В 1910-е вошел в круг деятелей культуры, близких “Миру искусства”, сдружился с В.Мейерхольдом, С.Дягилевым. А.Ремизовым, встречался с А.Блоком. В 1915-17 вместе с А.Римским-Корсаковым издавал в Петербурге журнал “Музыкальный современник”
В 1920 эмигрировал, поселился сначала в Берлине, затем в Париже. В 1921 основал в Софии вместе с П.Савицким, Г.Флоровским и Н.Трубецким культурное движение “Евразия” Центральный тезис: “Россия — “третий континент” между Европой и Азией (Евразия) в новых, пореволюционных условиях призвана обновить культурный мир Запада, размывая политически большевизм неизбежным возвращением русского народа к православным ценностям. В евразийских организациях весьма разветвленных, идеологом которых с 1923г. стал Л.Карсавин (Сувчинский был женат на одной из дочерей Карсавина), сменивший в этой роли Флоровского. Сувчинский выполнял функции координатора. Кружки евразийцев, не без участия С., распространились по всей Европе, они были в Харбине, в США. Вместе с Савицким Сувчинский проводил конгрессы “Евразии” в Праге и Лондоне.
С начала 30-х, когда обнаружились связи некоторых евразийцев (главным образом, “младороссов”; типичный их представитель — муж М.Цветаевой, С.Эфрон) с советскими органами безопасности, “Евразия” стала клониться к закату и в конце 30-х прекратила существование. С. отошел от нее одним из последних. В 20-е в евразийских изданиях (София, Париж, Берлин) Сувчинский опубликовал историософские очерки о России, статьи о Н. Федорове, В.Розанове, А.Блоке и др. В 30-е для Сувчинского эмиграция на некоторое время стала мостом (во многом иллюзорным) между новой русской зарубежной и советской культурами. Он переписывался с Горьким, пытался установить контакты с Б.Пастернаком, которого высоко ценил, встречался с приезжавшими тогда на Запад В.Мейерхольдом, И.Бабелем, И.Эренбургом. Четко обозначился и круг единомышленников Сувчинского в предвоенные годы: кроме Л.Карсавина и некоторых бывших евразийцев, это прежде всего А.Ремизов, которого Сувчинский проводил до могилы (в архиве Сувчинского сохранилось несколько десятков книг с дарственными Ремизова, письма);
С.Прокофьев, М.Цветаева — до их возвращения в СССР; И.Стравинский, знакомство с которым переросло в дружбу и творческое сотрудничество. философские изыскания Сувчинского в области музыкального времени были использованы Стравинским в его лекциях “Музыкальная поэтика”, изданных в 1942. Стравинский говорил, что Сувчинский - “единственный русский” который олицетворяет для него Россию.
В 1953 возникли просуществовавшие более 10 лет концерты, во главе которых, кроме Сувчинского и Ж.-Л.Барро, стояли П.Булез и Г.Шерхен. Последние десятилетия жизни Сувчинский отдал поиску, с целью показа широкой публике, музыки молодых талантливых композиторов, в том числе из России (исполнялись сочинения А.Волконского, Э.Денисова). В эти же годы Сувчинский создал капитальный труд “Век русской музыки” (на франц. яз., издан частично), опубликовал статьи о русской музыке и литературе. В конце жизни вел активную переписку с деятелями культуры в России (среди них Б.Пастернак, М.Юдина). Давал частные уроки игры на фортепиано, в том числе известным пианистам Г.Анда, Н.Анрио-Швейцер.
Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.614-615.