[25.06(07.07). 1875-31.08.1942] - физиолог. Род. в с.Вослома Ярославской губ., детство провел в Рыбинске. Воспитывался у сестры отца - А.Н.Ухтомской, с детства приучившей мальчика к беззаветной любви, равно обращенной и к людям, и к Богу. Учился в класс. гимназии, затем в кадетском корпусе, где увлекался математикой и филос. По окончании кадетского корпуса учился на словесном отделении Моск. Дух. академии, где его еще больше заинтересовала рус. филос., неотделимая от религ. сознания. Для У. показательно обращение к науке, к филос. и вместе с тем к Богу, его влекли «анатомия человеч. духа до религии включительно», те рубежи, «до которых мы можем научно думать». Дважды (в 1859 и 1916) У. намеревался уйти в монастырь, но стремление к науч. деятельности оказывалось сильнее. В 1899 У. поступает в Петерб. ун-т, сначала на вост. ф-т, с тем чтобы через год перевестись на естеств. отделение. У.- ученик Н.Е.Введенского и его преемник по кафедре физиологии животных. Развивая идеи Сеченова и Введенского, У. тоже весь свой век отдал иссл. закономерностей деятельности нервных центров и открыл один из осн. принципов деятельности нервной системы - учение о доминанте. В 1917-1918 участвовал в Поместном соборе рус. церкви, а также в работе Рыбинского религ. филос. об-ва. После революции в течение нескольких лет был старостой Никольской единоверческой церкви в Петрограде. Как и многих др., У. коснулось жестокое время 20-х гг. Дважды (в 1920 и 1923) арестовывался, после первого ареста (в Рыбинске) находился под прямой угрозой расстрела. Университетская науч. карьера У. складывалась благополучно: с 1932 он чл.-корр. АН СССР, с 1935 - акад. Скончался У. в блокадном Ленинграде. Он тяжело страдал от раковой опухоли пищевода и гангрены ног. «Ему неоднократно предлагали выехать из осажденного города, но он догадывался, что болен безнадежно, и считал неразумным тратить остатки сил на далекое переселение. Насколько позволяло здоровье, он продолжал привычную работу: вел переписку с учениками, с эвакуированными коллегами по Физиологич. ин-ту... посещал университет, участвовал в семинарах и диспутах, в защите диссертаций - он и умер, готовясь к очередному докладу на традиц. сентябрьской конференции» (Г.Цуриктва, И.Кузьмичев «Странная профессия - писательство» // А.Ухтомский «Интуиция совести». СПб., 1996. С. 21-22). По У., в жизни живого организма доминанта определяет своего рода формулу причинности, приложимую и к деятельности отдельных рефлекторных систем, и к функционированию целостного организма. Учение о доминанте У. имеет (помимо естественно-науч.) филос.-культурол., религ.-нравств. и эстетич. аспекты. Последние отчетливо проявились не только в прижизненных публикациях, но явственно выражены в его дневниках и переписке. Доминанта, по У., сопряжена с направленностью сознания на определ. поступки и определяется дух. волей человека. Есть негативная установка и есть позитивная, единственно достойная человека доминанта, при к-рой сознание и поведение направлены на личность и интересы ближнего. В окружающих, по У., подобает видеть прежде всего не задворки, а алтари. Лучшие доминанты, считал он, передаются от поколения к поколению посредством слова и быта. Вслед за Н.Ф.Федоровым он полагал, что человек становится личностью, когда в нем есть «тяга к соединению всех в исконно общем деле». Он утверждал, что гл. в людях - это «жажда собеседника», причем и с теми, кто жил раньше. Лит. творч. выводил из неудовлетворенной жажды иметь собеседника. Оптимальная доминанта исключает погруженность человека в мир абстрактно-логических конструкций. Самодовлеющее теоретизирование патологично; оно уводит человека от осознания собственной ответственности и виновности, побуждает его к самовозвеличиванию. (См.: В.Е.Хализев. «Ухтомский А.А.» // ФН. 1995. №1. С.184-190; «РФ». С.532-533.) Л.В.Соколова, изучавшая архивные материалы У., отмечает следующее: «еще будучи в Дух. академии, У. задался целью соединить казалось бы несоединимое: науку и религию, Веру и Разум в едином процессе познания человеком Бытия. В своих размышлениях о вечных вопросах - об Истине, Добре и Зле, о нравственности, о духовности, о смысле истории и бытия, о судьбах России - он, продолжая нашу религ., филос. традицию, пытался сказать и свое, новое слово». Смысл бытия, по У.,- в нравств. отношении человека к жизни, к др. человеку, к самому себе. Человек во всех своих конкретных проявлениях участвует в непрерывающемся процессе «живого предания от отцов к детям», связывающем все поколения в единую цепь Истории. Пути истории проходят через каждого из нас, история развивается через индивидуальный опыт каждого человека, через глубинное, личностное переживание и познание им Истины, Добра и Красоты. Тема ист. дух. преемственности - одна из гл. для У. Он предупреждал о гибельных последствиях бездуховности, о необходимости живой, органической связи человека с миром, об истинном собеседовании человека с Бытием, о его глубочайшей нравств. ответственности перед Историей. И в этом он видел планетарный смысл дух. прогресса человечества. (См.: Л.В.Соколова. Живое предание // Начала. 1993. №3. С.52.)
Соч.: Доминанта как рабочий принцип нервных центров. М., 1923; Усвоение ритма в свете учения о парабиозе. Л., 1926; Собр. соч. Т.1-5. Л., 1945-1954; Доминанта. М.-Л., 1966; Материалы из архива // Начала. 1993. №3; Из литературного наследия // ФН. 1995. №1; Космологическое доказательство бытия Бога // Русь. Ростов Великий, 1995. №1; Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996; Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск, 1997; Доминанта души. Из гуманитарного наследия. СПб., 2000.
П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.