(22.06(4.07). 1882 - 4.05.1953) — ботаник, микробиолог, представитель рус. космизма. В 1944 г. выпустил философскую брошюру "Мысли дарвиниста о природе и человеке", стимулировавшую В. И. Вернадского на написание ст. "Несколько слов о ноосфере". Позднее переработал и расширил текст "Мыслей…", получивших в окончательном виде заглавие "Мысли натуралиста о природе и человеке". X. выступил с критикой антропоцентрического мировоззрения, сложившегося в европейском сознании с эпохи гуманизма. Антропоцентризм, "первородный грех" человеческой мысли, ставя человека в центр мироздания, полагая его "мерой всех вещей", в то же время отрывает его от природы, отделяет "непереходимой границей от всех других живых существ", что неизбежно приводит к эгоцентризму как в отношении к себе подобным, так и в отношении к окружающей естественной среде. X. видел прямую зависимость между антропоцентрическим мировоззрением и потребительским, утилитарным подходом к природе, ставшим идеологией индустриальной цивилизации и чреватым глобальными кризисами. В противовес антропоцентризму X. выдвигал философию антропокосмизма, подчеркивая объективно существующую имманентную связь между природой и человеком. Человек стоит на гребне эволюционного процесса, идущего в направлении усовершенствования и усложнения нервной системы, роста головного мозга (цефализация). С момента появления Homo sapiens происходит качественный скачок: главенствующее значение в дальнейшем ходе развития начинают приобретать "разум, свободная воля и нравственные идеалы". Вслед за Вернадским X. подчеркивал значение разума, сознания как творческой, преобразующей силы, способной оказывать непосредственное влияние на природную эволюцию. В противоположность инстинкту, полностью подчиненному закону естественного отбора, связанному с "пассивным приспособлением организма к меняющимся условиям среды", разум по самой своей сути активен и побуждает человека воздействовать на окружающую среду, приспособляя ее к себе и изменяя в соответствии со своими целями. Определяя область действия человека в природе, X. вводит понятие антропосферы, понимая под нею часть биосферы, "обязанную своим возникновением высокоразвитой производственной и общественной деятельности человека" и подчиненную "действию особых, социально-экономических закономерностей, не распространяющихся на остальную природу". Благодаря научно-техническому прогрессу, к-рый должен быть неразрывно соединен с прогрессом нравственным, границы антропосферы в конечном итоге способны расшириться на всю биосферу, превращая ее в ноосферу, "в которой главной действующей силой будет разум человека". Т. обр., человек, один из руководящих факторов эволюции "в обитаемом им участке мироздания", достигает "победы духа над материей", "торжества разума, или "духовного начала", над слепыми силами природы". Антропокосмическое мировоззрение, по мысли X., пестует в каждой личности "космическое чувство": чувство живого единения со всем мирозданием и со всем человечеством "как важнейшим носителем космической жизни на планете", сознание ответственности за судьбу Земли. Оно освобождает человека от страха перед природой, открывает оптимистическую перспективу развития, внушает веру в возможность дальнейшего совершенствования человечества, его нравственной и физической природы.

С о ч.: Мысли дарвиниста о природе и человеке. Ереван, 1944; Избр. труды. Киев, 1982; Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 332–344.

Лит.: Поруцкий Г. В. Николай Григорьевич Холодный (1882–1953). М., 1967.

А. Г. Гачева

Русская философия: энциклопедия. М., 2007