[23.03 (05.04).1894-18.04.1977] - спец. по истории филос. и этике, филолог-славист, литературовед. Род. в г.Александрия (позже Кировоградской обл.), в семье мелкопоместного дворянина. Поступил на физ.-матем. ф-т Петерб. ун-та. Посещал филос. диспуты. Прослушав университетский курс филос. Н.О.Лосского, Ч. изменил направление своих науч. интересов. Через 2 года переехал в Киев. Большое влияние оказали на него В.В.Зеньковский, А.Н.Гиляров, Г.И.Челпанов. За членство в РСДРП (фракция меньшевиков) в 1916 был арестован. В 1919 окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та. Его дипломная работа, посвященная филос. Ф.Шиллера, была признана одной из лучших, и ее автора оставили для подготовки к проф. званию по кафедре филос. В 1920 доц. кафедры общего языкознания Киевского частного женского ин-та, затем избран доц. кафедры филос. Киевского ун-та. Летом 1921 эмигрировал в Польшу. Переехал сначала в Германию, затем (в 1924) - в Прагу. Преп. филос., с 1925 - доц., с 1926 проф. Укр. пед. ин-та в Праге. Участвовал в работе Рус. филос. об-ва. С 1926 - в Пражском лингвистич. кружке. В 1932 вернулся в Германию. В 1932-1945 преподавал рус. язык в Галльском ун-те. Д-р филос. (1933). В дальнейшем - в Марбургском ун-те. 1949-1956 - преп. Гарвардского ун-та (США). В 1956-1964 возглавлял кафедру славистики в Гейдельбергском ун-те. С 1962 - действ. чл. Гейдельбергской Академии наук. С 1968 преп. в ун-тах Германии. Умер в Гейдельберге. Особое внимание уделял филос. славянских народов. Ч. отмечает «избирательное родство» между рус. дух. традицией и нем. идеализмом, поскольку корни обоих уходят в неоплатоновскую мистику, хотя разл. путями: нем. идеализм - через нем. мистику (Экгарт, Якоб Беме, Этингер и др.), рус. духовность - посредством переводов творений отцов Церкви, гл. обр. Ареопагитик, получивших с XIV в. широкое распространение в России. Одной из самых значительных его работ явилось крупное иссл. «Гегель в России». Большой интерес для зап. читателя представляли его статьи о сов. философии.
Соч.: Философия на Украине. 1926; Советская философия // Современные записки. 1927. Т. 33; Философия искания в советской России // Там же. 1928. Т.37; Формализм в этике // Труды Рус. народного университета в Праге. I. 1929; Проблема двойника // Достоевский (издано А.Бемом). I. Прага, 1929; Кризис советской философии // Современные записки. 1930. Т. 40; Философiя Сковороды. Варшава, 1934; Hegel in Russia. Париж, 1939 (на нем. яз. в сб. «Hegel bei den Slaven», под ред. Чижевского. Рейхенберг, 1937).
П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.