6-8 мая 2020 г.

Международная конференция

«Время, вперед!» Время философии и философия времени

            

VENUE: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (корпус 5), наб. реки Мойки 48-50 (вход на территорию с ул. Казанская)

Конец XIX- первая треть XX века, как, может быть, никакой другой период, характеризуется взрывом культуры. При этом нередко особо выделяют период с 1914 по 1932-33 год., что зафиксировано в таких понятиях, как «Медный век» (Н.В. Крылова) авангарда (1910-1934) и «Золотое десятилетие» (1920-е) советской философии, «Goldene Zwanziger» («золотое десятилетие» 1924-1929) в Германии и «Roaring Twenties» («бурные двадцатые» 1920-е) в США, Великобритании и Франции. Обе даты стали рубежами, внутри которых время работало как механизм, перемалывающий судьбы, страны и культуры. Сложная социально-политическая обстановка – кризисы, революции, крушение целых общественных систем – сопровождалась невиданным расцветом искусства и науки, поскольку происходящее остро требовало осмысления.

Для анализа культурной ситуации этих лет предложено множество подходов, которые, как правило, концентрируются на одном из видов творчества – литературе, живописи, архитектуре, философии, науке. При этом, однако, отмечают, что все они превращаются в своего рода философию, поскольку каждый из них стремится понять действительность и выразить понятое доступными ему средствами. Философия становится, таким образом, посредником между различными сферами культурной деятельности. Философствуют не только профессиональные философы, но и ученые, художники, писатели и актеры. Более того, философия становится тем центральным нервом, который формирует общее отношение к миру и объединяет различные виды миропонимания в одно целое культурной эпохи.

Если принять это положение в качестве гипотезы, то можно предложить общую методологию для анализа культурной ситуации в период 1914-1930-е, а именно экспликацию ее философских оснований. Основной категорией анализа в таком случае следует сделать категорию времени, ведь именно попытки схватить и осознать время образуют лейтмотив творчества.

С наступлением двадцатого века, благодаря открытиям в физике (теория относительности Эйнштейна), социологии (время фактор как научно-технического и социального прогресса), психоанализе (время как глубинная структура личности) и, наконец, вследствие общей атмосферы социальной ломки радикально изменяется отношение ко времени и представление о нем. Время получило новое, субъективное, измерение – оно превратилось в основную форму восприятия мира и самосознания. В результате время из простого объективного физического факта превратилось в экзистенциальную проблему для человека. Такой поворот в восприятии времени можно охарактеризовать как «темпоральный поворот», суть которого заключается в том, что «время не отделимо от того, чем оно наполняется. Строго говоря, не существует никакого времени, существует лишь временное бытие» (С.А. Аскольдов, «Время и его религиозный смысл»).

На этом аспекте сосредоточена наша конференция. Ее задача состоит в том, чтобы проследить на материале российской культуры как со сменой историко-культурных эпох меняются представления о времени, формируются концепты и символы времени, создаются устойчивые формы времени и какими смыслами наделяется категория времени в различных сферах бытия человека. На конференции предлагается обсудить антропологический аспект взаимодействия смысла со временем и пространством (хронотоп); отношения, в которые человек вступает со временем (эскапизм, эсхатология, авангардизм, футуризм и т.д.); взаимодействие времени с вневременностью (вечность/временность, континуум/дискретность, историчность); взаимодействие индивидуального времени с общественным (унификация и рассогласование языков времени); представление о времени как о смысловой длительности и как трансцендентальном основании смысла жизни вообще; понимание времени как формы идентичности («свое» и «чужое» время). В целом, ставится задача понять человека в своем времени и время, исходя из культурной ситуации человека.

Схематично можно выделить следующие парадигмы, в которые укладываются размышления о времени рассматриваемой исторической эпохи:

1) Это обращение к истории для переосмысления прошлого опыта с новых методологических и мировоззренческих позиций, например, в истории языка (Марр, Якубинский и др), литературы (Фрейденберг, Тынянов, Эйхенбаум, Бахтин и др.), культуры (Фрейденберг, Виппер и др.), философии (Шпет, Радлов и др.), науки (Гессен и др.), искусства (Иоффе, Войтинская и др.) и пр.

2) Оппозицией историзму был нигилизм в духе некоторых идеологов пролеткульта, предлагавших отказаться от старой культуры.

3) Социологизм рассматривал человеческую творческую деятельность как «времяобразующий фактор» природы. Эту позицию можно охарактеризовать словами В.Н. Муравьева, который стремился «исследовать вопрос о времени не теоретически только, но в сочетании с практикой, притом не только с практикой научно-лабораторной, но также с развившейся в России за последнее время практикой социально-организационной».

4) Наконец, это субъективистские теории времени, сосредоточенные на индивидууме, например, феноменология (Шпет, Друскин) или экзистенциализм (Шестов, Бердяев, Липавский).

Обсудить эти темы предлагается, анализируя философские и художественные тексты, а также другие изобразительные формы, такие как кино, живопись и музыка через призму временного содержания эпохи.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ

Александр Бродский (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия / Центр изучения зон культурного отчуждения и пограничья Социологического института Российской академии наук – Филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Россия), проф., д.филос.н., заместитель председателя Организационного комитета, Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Марина Быкова - Marina F.  Bykova (North Carolina State University, NC, USA) PhD, Dr. Habil., Prof., Editor-in-chief of Studies in East European Thought & Editor of Russian Studies in Philosophy, Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Алисса ДеБласио - Alyssa DeBlasio (Dickinson College, USA), PhD, Associate Professor & Chair of Russian, Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Эверт ван дер Звеерде – Evert van der Zweerde (Radboud University of Nijmegen, Netherland), Prof. Ph. D., Email: e.vanderzweerde@ftr.ru.nl

Корнелия ИчинKornelija Ičin (Belgrad University, Serbia), д.филолог.н., проф., Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Алексей Малинов (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия / Центр изучения зон культурного отчуждения и пограничья Социологического института Российской академии наук – Филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Россия), проф., д.филос.н., Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Веса Ойттинен - Vesa Oittinen (Aleksanteri Institute, University of Helsinki, Finland), Ph. D., Prof, Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Майя Соболева Maja Soboleva (Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия , Университет Клагенфурта, Австрия / Университет Марбурга, Германия ), проф., д.филос.н., председатель Программного комитета, Email: soboleva@staff.uni-marburg.de

Даниэла Стейла - Daniela Steila (University of Turin, Italy), Ass. Prof., Ph. D., Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.t

Галин Тиханов – Galin Tihanov (Queen Mary University of London, Great Britain), Ph. D., Dphil, George Steiner Professor of Comparative Literature, Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сергей Троицкий (Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Россия / Центр изучения зон культурного отчуждения и пограничья Социологического института Российской академии наук – Филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Россия / Санкт-Петербургский государственный университет, Россия), к.филос.н., председатель Организационного комитета, Email: sergtroy@yandex.ru

Екатерина Черепанова (Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия), проф., д.филос.н., заместитель председателя Программного комитета, Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Рабочие языки: русский и английский

Call for papers:

Для участия в конференции необходимо прислать в Оргкомитет на имя Майи Соболевой Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или Сергея Троицкого Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. )

до 1 декабря 2019 - Заявку (ФИО (полностью), место работы/учебы, контактную информацию (эл. адрес, тел., почтовый адрес)) и название доклада;

до 1 марта 2020 года - аннотацию предполагаемого выступления объемом от 200 до 400 слов на русском или английском языке.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для участия в работе конференции.