Информационное письмо

Санкт-Петербургская государственная консерватория

имени Н. А. Римского-Корсакова

Голландский институт в Санкт-Петербурге

 

Уважаемые коллеги!

 

Приглашаем вас принять участие в работе

 V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»

27-28 апреля 2022 года

Конференция организована Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова совместно с Голландским институтом в Санкт-Петербурге.

Научные конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика» проходят в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова начиная с 2018 года. В 2022 году планируется провести юбилейную пятую международную научную конференцию, которая будет посвящена 150-летию со дня рождения А. Н. Скрябина.

Предполагается участие известных российских и зарубежных ученых, которые представят результаты своих многолетних исследований, выступая с докладами очно или дистанционно.

Традиционно проблематика V Международной научной конференции посвящена междисциплинарным исследованиям феномена синтеза искусств. С наступлением «неклассического» этапа гуманитарной науки и появлением текстов «неклассического художественного пространства» значимость исследований синестезии и феномена синтеза искусств становится все более очевидной. Этому способствовали светомузыкальные эксперименты А. Н. Скрябина, поиски в области нового синтетического искусства В. В. Кандинского, синтетические искания философов и художников Серебряного века, искусство французских символистов, новый музыкальный язык К. Дебюсси и О. Мессиана. Подобные эксперименты отражали общие тенденции синтеза, присущие мировому искусству на рубеже XIX-XX вв., и одна из задач предстоящей конференции — осмысление их актуальности в начале ХХI в.

Полилог искусств и гуманитарных наук может способствовать выявлению философско-эстетических смыслов формирующегося сегодня нового языка искусства и обозначить новые пути познания современной художественной реальности.

Для предстоящей конференции ключевыми стратегиями могут стать междисциплинарность как интеграция различных научных областей, применение общих понятий для изучения одного феномена или явления и трансдисциплинарность как стратегия исследования, пересекающая дисциплинарные границы и развивающая целостное видение, единое знание за пределами узких дисциплин.

В задачи конференции входит изучение синестезийных кодов традиционной и современной художественной культуры, изучение проявленных и непроявленных взаимосвязей между отдельными направлениями, видами и формами, составляющими Единую Вселенную искусства.

Надеемся, что конференция послужит стимулом для развития междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований феномена синестезии и синтеза искусств, способствующих расширению горизонта узких научных подходов в пользу «цельного знания».

К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства.

Основные направления работы конференции:

 

  1. Междисциплинарные исследования проблемы синтеза искусств (философия, филология, искусствоведение)
  • Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры.
  • Полилог и синтез искусств: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
  • Теоретические основы синтеза искусств.
  • Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.
  • Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки).
  • Вклад Б. М. Галеева — основателя НИИ Экспериментальной
  • Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза
  • искусств.
  • Прогностические тенденции развития современного искусства.
  1. Светомузыкальные идеи А.Н. Скрябина и проблема синтеза искусств
  • Скрябинские идеи «световой симфонии» и тенденции синтеза, характерные для мирового искусства на рубеже XIX-XX вв.
  • Космизм музыкального творчества Скрябина.
  • Свет и звук в музыкальном искусстве Скрябина.
  • Светомузыкальные произведения в творчестве А. Скрябина, А. Шенберга, В. Щербачева, И. Стравинского, Я. Ксенакиса, К. Штокгаузена, В. Хаупта, Р. Щедрина, С. Губайдулиной и др.
  • «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип творческого объединения различных видов искусства в процессе создания художественных объектов.
  • Принцип «внутреннего контрапункта» Кандинского, позволяющий достичь эффекта симфонического звучания картины на основе гармонии цвета и формы.
  • Роль категории света в синтезе искусств: от средневекового «храмового действа» до мультимедийных форм в ХХI веке.
  • Проблема синтеза искусств в эпоху символизма.
  • Концепция «панмузыкальности» Серебрягого века и ее значимость в контексте современности.
  • Философское наследие А. Ф. Лосева – одного из последних представителей культуры Серебряного века в России.
  • Синестезийность русской литературы Серебряного века. К юбилею Леонида Андреева.

 

  1. Современные исследования синестезии и синтеза искусств
  • Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.
  • Светомузыка в творчестве современных композиторов.
  • Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.
  • Эстетическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.

 

  1. Эстетика и феноменология: грани сопряжения
  • Проблематика эстетического: феноменологические подходы.
  • Феноменологические подходы к исследованию эстетического сознания.
  • Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.
  • Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.
  • Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.
  1. Синестезия и синтез искусств в музыкальной педагогике
  • Cинестетические особенности музыкального восприятия как научно-педагогическая проблематика.
  • Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.
  • Новые тенденции и перспективы в эстетическом образовании.

Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ.

Формы участия:

  • очное участие в работе конференции с докладом;
  • онлайн участие в работе конференции с докладом;
  • участие в качестве слушателя.

Организационный комитет:

Твердовская Т. И. — проректор по научной работе СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения — председатель Оргкомитета;

Николаева Н. А. — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова — сопредседатель Оргкомитета;

Конанчук С. В. — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков СПбГИПСР, вице-президент Санкт-Петербургского «Союза Искусств» — сопредседатель Оргкомитета;

 

Члены Оргкомитета:

Овечкина О. Б. — директор Голландского института в Санкт-Петербурге,
кандидат филологических наук, доцент;

Маньковская Н. Б. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва);

Коляденко Н. П. — доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки;

Ланина М. В. — старший преподаватель кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Евански Йорг — музыковед (PhD), адъюнкт-профессор Мюнстерского университета (Мюнстер, Германия);

Сомбат Каталина — художник, доктор искусствоведения, факультет Искусства и Культуры, Университет Западной Англии, Академия художеств Западной Англии (Великобритания);

Стравер Рольф — композитор, преподаватель, Университет прикладных наук ХАН (Нидерланды);

Хаверкамп Михаэль — доктор философии, специалист в области кросс-сенсорного дизайна и акустики (Кёльн, Германия).

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Проезд осуществляются за счёт участников конференции.

Заявки с указанием формы участия и краткой аннотацией доклада (см. Приложение) принимаются до 15 марта 2022 года по адресу электронной почты:

E-mail: polilog.konf@yandex.ru

Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок.

Программа конференции будет выслана участникам до 15 апреля 2022 года.

Дополнительную информацию о конференции можно получить в Оргкомитете.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Николаева Нина Александровна

Тел.: +7-911- 229- 62 -89

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Конанчук Светлана Витальевна

Тел.: +7-921-373-81-43

E-mail: moskov_svetaАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Информация о конференции будет размещена на сайте Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Сайт конференции — https://www.artpetropolis.com/;  https://www.artpetropolis.com/konferencii

 

Приложение

ЗАЯВКА

на участие в V Международной научной конференции
«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»

27 – 28 апреля 2022 года

 СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова

 

 

1. Информация об участнике

ФИО: _____________________________________________________________________

Ученая степень, ученое звание: _____________________________________________________________________

Должность: _____________________________________________________________________

Место работы, учебы: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Контактный телефон: _____________________________________________________________________

E-mail: _____________________________________________________________________

Форма участия _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Потребность в технических средствах (мультимедийный проектор и пр.)_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Необходимость приглашения: _____________________________________________________________________

Необходимость размещения: _____________________________________________________________________

Особые пожелания _____________________________________________________________________

 

2. Требования к публикации тезисов

Тезисы высылаются в формате .doc. Имя файла: в виде «Фамилия_tez» (например: «Ivanov_tez»).

Объем тезисов – не менее 3 и не более 5 тыс. знаков с пробелами. Поля 2,0 см со всех сторон; красная строка – 0,5 см. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12 кегль, междустрочный интервал – одинарный.

Ключевые слова: 5-7 слов и словосочетаний.

В правом верхнем углу страницы над названием статьи курсивом печатается ФИО автора, город и аффилиация. Название статьи дается БОЛЬШИМИ буквами жирным шрифтом.

 

Будем рады видеть вас на нашей конференции!