Информационное письмо
Санкт-Петербургская государственная консерватория
имени Н. А. Римского-Корсакова
Голландский институт в Санкт-Петербурге
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в работе
V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»
27-28 апреля 2022 года
Конференция организована Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова совместно с Голландским институтом в Санкт-Петербурге.
Научные конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика» проходят в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова начиная с 2018 года. В 2022 году планируется провести юбилейную пятую международную научную конференцию, которая будет посвящена 150-летию со дня рождения А. Н. Скрябина.
Предполагается участие известных российских и зарубежных ученых, которые представят результаты своих многолетних исследований, выступая с докладами очно или дистанционно.
Традиционно проблематика V Международной научной конференции посвящена междисциплинарным исследованиям феномена синтеза искусств. С наступлением «неклассического» этапа гуманитарной науки и появлением текстов «неклассического художественного пространства» значимость исследований синестезии и феномена синтеза искусств становится все более очевидной. Этому способствовали светомузыкальные эксперименты А. Н. Скрябина, поиски в области нового синтетического искусства В. В. Кандинского, синтетические искания философов и художников Серебряного века, искусство французских символистов, новый музыкальный язык К. Дебюсси и О. Мессиана. Подобные эксперименты отражали общие тенденции синтеза, присущие мировому искусству на рубеже XIX-XX вв., и одна из задач предстоящей конференции — осмысление их актуальности в начале ХХI в.
Полилог искусств и гуманитарных наук может способствовать выявлению философско-эстетических смыслов формирующегося сегодня нового языка искусства и обозначить новые пути познания современной художественной реальности.
Для предстоящей конференции ключевыми стратегиями могут стать междисциплинарность как интеграция различных научных областей, применение общих понятий для изучения одного феномена или явления и трансдисциплинарность как стратегия исследования, пересекающая дисциплинарные границы и развивающая целостное видение, единое знание за пределами узких дисциплин.
В задачи конференции входит изучение синестезийных кодов традиционной и современной художественной культуры, изучение проявленных и непроявленных взаимосвязей между отдельными направлениями, видами и формами, составляющими Единую Вселенную искусства.
Надеемся, что конференция послужит стимулом для развития междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований феномена синестезии и синтеза искусств, способствующих расширению горизонта узких научных подходов в пользу «цельного знания».
К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства.
Основные направления работы конференции:
- Междисциплинарные исследования проблемы синтеза искусств (философия, филология, искусствоведение)
- Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры.
- Полилог и синтез искусств: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
- Теоретические основы синтеза искусств.
- Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.
- Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки).
- Вклад Б. М. Галеева — основателя НИИ Экспериментальной
- Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза
- искусств.
- Прогностические тенденции развития современного искусства.
- Светомузыкальные идеи А.Н. Скрябина и проблема синтеза искусств
- Скрябинские идеи «световой симфонии» и тенденции синтеза, характерные для мирового искусства на рубеже XIX-XX вв.
- Космизм музыкального творчества Скрябина.
- Свет и звук в музыкальном искусстве Скрябина.
- Светомузыкальные произведения в творчестве А. Скрябина, А. Шенберга, В. Щербачева, И. Стравинского, Я. Ксенакиса, К. Штокгаузена, В. Хаупта, Р. Щедрина, С. Губайдулиной и др.
- «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип творческого объединения различных видов искусства в процессе создания художественных объектов.
- Принцип «внутреннего контрапункта» Кандинского, позволяющий достичь эффекта симфонического звучания картины на основе гармонии цвета и формы.
- Роль категории света в синтезе искусств: от средневекового «храмового действа» до мультимедийных форм в ХХI веке.
- Проблема синтеза искусств в эпоху символизма.
- Концепция «панмузыкальности» Серебрягого века и ее значимость в контексте современности.
- Философское наследие А. Ф. Лосева – одного из последних представителей культуры Серебряного века в России.
- Синестезийность русской литературы Серебряного века. К юбилею Леонида Андреева.
- Современные исследования синестезии и синтеза искусств
- Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.
- Светомузыка в творчестве современных композиторов.
- Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.
- Эстетическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.
- Эстетика и феноменология: грани сопряжения
- Проблематика эстетического: феноменологические подходы.
- Феноменологические подходы к исследованию эстетического сознания.
- Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.
- Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.
- Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.
- Синестезия и синтез искусств в музыкальной педагогике
- Cинестетические особенности музыкального восприятия как научно-педагогическая проблематика.
- Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.
- Новые тенденции и перспективы в эстетическом образовании.
Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ.
Формы участия:
- очное участие в работе конференции с докладом;
- онлайн участие в работе конференции с докладом;
- участие в качестве слушателя.
Организационный комитет:
Твердовская Т. И. — проректор по научной работе СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения — председатель Оргкомитета;
Николаева Н. А. — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова — сопредседатель Оргкомитета;
Конанчук С. В. — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков СПбГИПСР, вице-президент Санкт-Петербургского «Союза Искусств» — сопредседатель Оргкомитета;
Члены Оргкомитета:
Овечкина О. Б. — директор Голландского института в Санкт-Петербурге,
кандидат филологических наук, доцент;
Маньковская Н. Б. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва);
Коляденко Н. П. — доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки;
Ланина М. В. — старший преподаватель кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
Евански Йорг — музыковед (PhD), адъюнкт-профессор Мюнстерского университета (Мюнстер, Германия);
Сомбат Каталина — художник, доктор искусствоведения, факультет Искусства и Культуры, Университет Западной Англии, Академия художеств Западной Англии (Великобритания);
Стравер Рольф — композитор, преподаватель, Университет прикладных наук ХАН (Нидерланды);
Хаверкамп Михаэль — доктор философии, специалист в области кросс-сенсорного дизайна и акустики (Кёльн, Германия).
Рабочие языки конференции: русский, английский.
Проезд осуществляются за счёт участников конференции.
Заявки с указанием формы участия и краткой аннотацией доклада (см. Приложение) принимаются до 15 марта 2022 года по адресу электронной почты:
E-mail: polilog.konf@yandex.ru
Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок.
Программа конференции будет выслана участникам до 15 апреля 2022 года.
Дополнительную информацию о конференции можно получить в Оргкомитете.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Николаева Нина Александровна
Тел.: +7-911- 229- 62 -89
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Конанчук Светлана Витальевна
Тел.: +7-921-373-81-43
E-mail: moskov_svetaАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Информация о конференции будет размещена на сайте Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Сайт конференции — https://www.artpetropolis.com/; https://www.artpetropolis.com/konferencii
Приложение
ЗАЯВКА
на участие в V Международной научной конференции
«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»
27 – 28 апреля 2022 года
СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова
1. Информация об участнике
ФИО: _____________________________________________________________________
Ученая степень, ученое звание: _____________________________________________________________________
Должность: _____________________________________________________________________
Место работы, учебы: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Контактный телефон: _____________________________________________________________________
E-mail: _____________________________________________________________________
Форма участия _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Потребность в технических средствах (мультимедийный проектор и пр.)_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Необходимость приглашения: _____________________________________________________________________
Необходимость размещения: _____________________________________________________________________
Особые пожелания _____________________________________________________________________
2. Требования к публикации тезисов
Тезисы высылаются в формате .doc. Имя файла: в виде «Фамилия_tez» (например: «Ivanov_tez»).
Объем тезисов – не менее 3 и не более 5 тыс. знаков с пробелами. Поля 2,0 см со всех сторон; красная строка – 0,5 см. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12 кегль, междустрочный интервал – одинарный.
Ключевые слова: 5-7 слов и словосочетаний.
В правом верхнем углу страницы над названием статьи курсивом печатается ФИО автора, город и аффилиация. Название статьи дается БОЛЬШИМИ буквами жирным шрифтом.
Будем рады видеть вас на нашей конференции!