Санкт-Петербургская государственная консерватория

имени Н. А. Римского-Корсакова

 

Уважаемые коллеги!

 

Приглашаем вас принять участие в работе

 VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»

20–21 апреля 2023 года

Международные научные конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика» проходят в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова начиная с 2018 года. В 2023 планируется провести шестую международную научную конференцию, посвященную 210-летию со дня рождения композитора Рихарда Вагнера.

Петербургский «Полилог-2023» продолжит традицию всестороннего научного обсуждения важнейших проблем и вопросов современности — становление новых форм художественной культуры, обусловленное феноменом усиления чувственности на фоне расширения сферы виртуальной реальности и усиления тенденций синтеза в искусстве ХХI века.

Основная цель конференции — привлечение широкой научной и культурной аудитории к обсуждению проблем, связанных с музыкальным и философско-эстетическим наследием Рихарда Вагнера, а также исследование влияния творчества композитора на современное искусство.

В качестве ключевых стратегий предстоящей конференции можно рассматривать междисциплинарность как интеграцию разных научных областей и применение общих понятий для изучения одного феномена, а также трансдисциплинарность как стратегию исследования, пересекающую дисциплинарные границы и развивающую единое знание за пределами узкоспециализированных подходов.

Надеемся, что конференция послужит стимулом для развития новых научных контактов и исследований в сфере синтеза искусств и синестезии, способствующих расширению горизонта узких научных подходов в пользу единого знания.

К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, психологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства.

 

Основные направления работы конференции:

  1. Романтичесая эстетическая концепция синтеза искусств и идея «Gesamtkunstwerk» Рихарда Вагнера

– «Тотальное произведение искусства» Рихарда Вагнера и его актуальность в настоящее время.

– Мифопоэтическая модель мира в музыкальных драмах Вагнера: космогоническое единство бытия и вневременная картина мироздания.

– Феномен мифологического времени в музыкальных драмах

Вагнера.

– Модель эсхатологического мифа — «спасения через гибель» или возвращения к мифологическому Хаосу как первоначалу Бытия в музыкальных драмах Рихарда Вагнера.

– Эстетика «Gesamtkunstwerk» и ее проявление в таких произведениях как «Книга» С. Малларме, «Счастливая рука» А. Шенберга, «Модулятор пространства и света» Л. Мохой-Надя, жестокий театр А. Арто, «4’33’’» Д. Кейджа, «Свет» К. Штокхаузена и других.

– «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип синестезии и синтеза искусств.

– Поиски Кандинского в направлении создания нового синтетического искусства.

– Роль категории света в синтезе искусств: от средневекового «храмового действа» до мультимедийных форм в ХХI веке.

– Проблема синтеза искусств в эпоху романтизма и эпоху символизма.

– Концепция «панмузыкальности» Серебрягого века и ее значимость в контексте современности.

 

  1. Междисциплинарные исследования проблемы синтеза искусств (философия, филология, искусствоведение)

 

– Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры.

– Полилог и синтез искусств: от античного синкретизма до виртуальной реальности.

– Теоретические основы синтеза искусств.

– Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.

– Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени

М. И. Глинки).

– Вклад Б. М. Галеева — основателя НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза искусств.

– Прогностические тенденции развития современного искусства.

  1. Современные исследования синестезии и синтеза искусств

 

– Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.

– Светомузыка в творчестве современных композиторов.

– Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.

– Эстетическая и психологическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.

  1. Эстетика и феноменология: грани сопряжения

– Феноменологические подходы к исследованию эстетического сознания.

– Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.

– Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.

– Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.

  1. Исследования феноменов синестезии и синтеза искусств в психологии, эстетическом образовании и музыкальной педагогике

– Cинестетические особенности музыкального восприятия как психологическая и научно-педагогическая проблематика.

– Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.

– Новые тенденции и перспективы в эстетическом образовании.

Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ.

 

Формы участия:

  • очное участие в работе конференции с докладом;
  • онлайн участие в работе конференции с докладом;
  • участие в качестве слушателя.

Организационный комитет:

Твердовская Т.И. — проректор по научной работе СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения — председатель Оргкомитета;

Николаева Н.А. — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова —  сопредседатель Оргкомитета;

Конанчук С.В. — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков СПбГИПСР, вице-президент Санкт-Петербургского «Союза Искусств» — сопредседатель Оргкомитета;

Члены Оргкомитета:

Маньковская Н. Б. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва);

Коляденко Н. П. — доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (Новосибирск);

Сомбат Каталина — художник, доктор искусствоведения, факультет Искусства и Культуры, Университет Западной Англии, Академия художеств Западной Англии (Великобритания);

Стравер Рольф — композитор, преподаватель, Университет прикладных наук ХАН (Нидерланды);

Ланина М.В. — старший преподаватель кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Проезд осуществляются за счёт участников конференции.

Заявки с указанием формы участия и краткой аннотацией доклада (см. Приложение) принимаются до 25 февраля 2023 года по адресу электронной почты:

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок.

Программа конференции будет выслана участникам до 15 апреля 2023 года.

Дополнительную информацию о конференции можно получить в Оргкомитете.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Николаева Нина Александровна

Тел.: +7-911- 229- 62 -89

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Конанчук Светлана Витальевна

Тел.: +7-921-373-81-43

E-mail: moskov_svetaАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Информация о конференции будет размещена на сайте Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Сайт конференции — https://www.artpetropolis.com/;  https://www.artpetropolis.com/konferencii

 

Приложение

ЗАЯВКА

на участие в V I Международной научной конференции
«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»

20 – 21 апреля 2023 года

 СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова

 

 

1. Информация об участнике

ФИО: _____________________________________________________________________

Ученая степень, ученое звание: _____________________________________________________________________

Должность: _____________________________________________________________________

Место работы, учебы: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Контактный телефон: _____________________________________________________________________

E-mail: _____________________________________________________________________

Форма участия _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Потребность в технических средствах (мультимедийный проектор и пр.)_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Необходимость приглашения: _____________________________________________________________________

Необходимость размещения: _____________________________________________________________________

Особые пожелания _____________________________________________________________________

 

2. Требования к публикации тезисов

Тезисы высылаются в формате .doc. Имя файла: в виде «Фамилия_tez» (например: «Ivanov_tez»).

Объем тезисов – не менее 3 и не более 5 тыс. знаков с пробелами. Поля 2,0 см со всех сторон; красная строка – 0,5 см. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12 кегль, междустрочный интервал – одинарный.

Ключевые слова: 5-7 слов и словосочетаний.

В правом верхнем углу страницы над названием статьи курсивом печатается ФИО автора, город и аффилиация. Название статьи дается БОЛЬШИМИ буквами жирным шрифтом.

 

Будем рады видеть вас на нашей конференции!