Российское философское общество

Кафедра философии МГИМО МИД России

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в работе
IX Международной научной конференции

«Творчество как национальная стихия:

проблема добра и зла»

Санкт-Петербург 29 июня - 1 июля 2023 г.

170-летию со дня рождения

Владимира Сергеевича Соловьева посвящается

 

В.С. Соловьев о смысле войны:

«Зло войны есть крайняя вражда и ненависть между частями распавшегося человечества». С. 483.

Исторический смысл всех войн, начиная с троянской  — «этого первого великого столкновения Запада с Востоком, Европы с Азией», чтобы в конечном счете преодолеть «последнюю и величайшую распрю этих двух миров — европейского и азиатского, — которые теперь являются уже не в лице своих представителей, какими были ахейцы и троянцы или даже греки и персы, а во всем своем действительном объеме, как две великие половины, на которые враждебно делится всё человечество». С. 477.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с. С. 47-548.

Состоявшиеся в 2015 - 2022 гг. Международные конференции по проблемам творчества были посвящены обсуждению концептуальных подходов в понимании сущности и смысла творчества в онтологическом, антропологическом, социо-культурном, аксиологическом и историческом его измерении. Цель предстоящей конференции: продолжить дискуссию о смыслообразующих аспектах творчества, акцентируя внимание на наиболее фундаментальном, с точки зрения аксиологии, аспекте творческой деятельности.

На конференции планируется обсудить следующие проблемы:

- В.С. Соловьев об «органической функции» каждой национальной культуры как ее Рема и национальной идее.

- Н.А. Бердяев об азиатской и европейской, русской и польской душе в работе «Судьба России».

- Амбивалентность творчества в современном мире.

- Насколько допустим концепт «зло-творчество»?

- Роль национального самосознания в контексте стихии национального творчества.

- Подлинное творчество contra «зло-творчество».

- Зависит ли нравственно-этическая характеристика творческого процесса от уровня его массовости?

- Причины порождения нацизма в контексте национальной стихии историко-творческого процесса и обретения им статуса государственной политики.

- Возможные способы борьбы с нацизмом.

- Диалогический потенциал национальных культур в творческом его выявлении: искусство, мораль, религия, политика и право, наука и сфера образования.   

– Суверенное творчество национальных культур, государств, цивилизаций: возможно ли оно в условиях глобального мира?

– Диалог поколений как условие творческого развития культурно-национальных традиций. 

– Разработка понятий и концептов «диалог», «диалог и полилог культур» в историко-философском познании и современной философии: отечественная и зарубежная традиции.

– Культура диалогового философского мышления: концепт и реализация в современных социокультурных процессах (науке, искусстве, политике, гражданском обществе и т.д.).

– Диалогический потенциал истории философии, философии, общественных наук и их роль в становлении культуры диалогического мышления в условиях глобализации.

– Культура диалога как социокультурный и когнитивный фактор трансформации гуманитарного знания в современной культуре и общественном бытии.

– Как возможен диалог культур в современном обществе?

– Методологические проблемы историко-философского (философского) познания как предпосылка развития философии диалога и культуры диалога в современном обществе.

Оргкомитет конференции:

Председатель: Горбашко Е.А. – д. экон. н.,  проф., проректор по науке СПбГЭУ

Сопредседатель:

Маслобоева О.Д. – к. филос. н., доц. каф. философии СПбГЭУ

Ученый секретарь: Черных А.А. - аспирант кафедры русской философии и культуры, Институт философии СПбГУ

Члены Оргкомитета:

Пигров К.С. – д. филос. н., проф. каф. социальной философии и философии истории СПбГУ;

Сафронов И.А. – д. филос. н., проф. каф. философии СПбГЭУ;

Силантьева М.В. – д. филос. н., проф. каф. философии МГИМО;

Глаголев В.С. – д. филос. н., проф. каф. философии МГИМО;

Гусева Е.А. – д. филос. н., проф. каф. философии СПбГЭУ;

Тягунов С.И. – к. филос. н., доц., зав. каф. философии СПбГЭУ.

Заявки на участие в конференции (тема доклада, краткая аннотация и авторская справка) принимаются до 10 июня 2023 г. с пометкой «Творчество» по электронному адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Публикация материалов, прошедших редакторский отбор, будет осуществлена по итогам конференции в сборнике с постатейной регистрацией в РИНЦ (статьи от 0,5 до 1 печ. л. могут быть присланы до конференции или в течение одного месяца после неё). Публикация – платная; стоимость публикации определяется, когда рукопись поступает в издательство (в 2018 г. она составила 1230 руб. за статью).

Конференция будет проводиться в режиме очного участия в сочетании с видеоконференцией в формате Zoom.

Заявка

на  участие

IX Международной научной конференции

«Творчество как национальная стихия:

проблема добра и зла»

Санкт-Петербург 29 июня - 1 июля 2023 г.

200-летию со дня рождения В.С. Соловьева посвящается

Фамилия, имя, отчество

 

Место работы

 

Должность

 

Ученая степень, звание

 

Тема доклада

 

Краткая аннотация

 

Форма участия: очное или видеоконференция

 

Мобильный телефон

 

Электронный адрес

 

Требования к публикации сборника статей с постатейной регистрацией в РИНЦ

Шрифт текста Times New Roman, кегль 15, сноски и список литературы кегль 13. Параметры страницы: 2см. со всех сторон. Интервал одинарный. Отступ абзаца 1 см. Библиографические ссылки застатейные, оформляемые в тексте в квадратных сносках с указанием порядкового номера из списка литературы и номера страницы через запятую: [5, с.3]. Список литературы составлять не в алфавитном порядке, а в соответствии с последовательностью используемых в статье источников.  Ни одна цитата не может быть использована без полного библиографического указания источника с номером страницы, иначе это будет расцениваться как плагиат.

Начало статьи: ФИО полностью жирный курсив по центру. Следующая строка - полное название организации и если из названия не понятен город, то через запятую указать город; все обычным шрифтом, выравнивание по центру. Следующая строка: e-mail; выравнивание по центру. Затем одна строка – пропуск. Следующая строка – название статьи жирным шрифтом (не прописными буквами!), выравнивание по центру. Строка – пропуск. Затем аннотация (без слова аннотация!) как путеводная нить для читателя из 2-3 предложений. Строка – пропуск. Ключевые слова: через запятую не более восьми понятий – категорий как опознавательные знаки для читателя. Понятия – категории могут бать как односоставными (из одного слова), так и сложными. Строка – пропуск.

Продублировать на английском языке все те же пункты, начиная с ФИО и заканчивая ключевыми словами.

Текст статьи. Строка - пропуск. Затем заголовок - Список литературы (строчными буквами, простым шрифтом). Строка – пропуск. Перечень использованных библиографических источников в порядке использования их в статье.

Образец:

Маслобоева Ольга Дмитриевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Тайна субъективного фактора истории

В статье ставится проблема непредсказуемости свободной целенаправленной деятельности социального субъекта, творящего свою историю, и раскрывается значимость в решении этой проблемы методологического потенциала современной философской антропологии, призванной вырабатывать зрелое самосознание человека, отвечающего вызовам техногенной цивилизации. Антропологизация науки рождает междисциплинарное поле когнитивистики, в котором автор статьи выделяет две координаты исследования тайн субъективного фактора истории: диалектика естественного и искусственного, а также рационального и иррационального.

Ключевые слова: субъективный и объективный факторы, современная философская антропология, когнитивистика, проективность мышления, диалектика естественного и искусственного, рационального и иррационального, российский органцизм и русский космизм.

Masloboeva Ol'ga Dmitrievna

St. Petersburg state University of Economics

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

The mystery of the subjective factor of history

 

The article raises the problem of unpredictability of free purposeful activity of the social subject, creating its history, and reveals the importance in solving this problem of methodological potential of modern philosophical anthropology, designed to develop a Mature self-consciousness of man, meeting the challenges of man-made civilization. Anthropologization of science gives rise to an interdisciplinary field of cognitive science, in which the author identifies two coordinates of the study of the mysteries of the subjective factor of history: the dialectic of natural and artificial, as well as rational and irrational.

Key words: subjective and objective factors, the modern philosophical anthropology, cognitive science, the projectivity of thinking, dialectics of the natural and the artificial, the rational and the irrational, the Russian organicism and Russian cosmism.

 

Творчество, по определению Даниила Андреева, это «высшая, драгоценнейшая и священнейшая способность человека, проявление им божественной прерогативы духа», которое привлекало пытливую мысль человека во все времена… в результате чего тема творчества приобретает все более проблематичный характер; причем настолько проблематичный, что исследователи в этой области начинают кричать: «Осторожно,творчество!» [1, c. 72–81] Недостаточная развитость самосознания социального субъекта приводит к тому, что свобода, открытая Н.А. Бердяевым как субстанция творчества, оборачивается произволом, …..

В этих условиях необходимо объединять усилия на основе единого интеллектуально-духовного наследия наших родственных культур – наследия Серебряного века, о котором Н.А. Бердяев пророчески писал столетие назад: «Великое, вечно ценное прошлое всегда остается в глубине и к нему всегда возвращаются… Позже и ценности культурного ренессанса начала века вернутся и войдут в творчество будущего. Без связи с прошлым, без памяти, культура так же не существует, как не существует без свободы» [12, c. 279–280].

Список литературы

1. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. № 7–8. С. 72–81.

2. Белый А. Арабески. М., 1911. IV, 501 с.

3. Ивин А.А. Обнаженность и отчуждение: философское эссе о природе человека. СПб.: Алетейя Историческая книга, 2015. 319 с.