Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в работе
VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»
12–13 мая 2024 года
В 2024 г. планируется провести седьмую Международную научную конференцию «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», которая будет посвящена 180-летию со дня рождения композитора, дирижера и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Петербургский «Полилог-2024» продолжит традицию всестороннего научного обсуждения важнейших проблем современности — становление новых типов художественной культуры, обусловленное феноменом усиления чувственности на фоне расширения сферы виртуальной реальности и появления новых форм синтеза в искусстве ХХI века.
Основная цель конференции — привлечение широкой научной и культурной аудитории к обсуждению проблем, связанных с музыкальным и эстетическим наследием Н. А. Римского-Корсакова, изучение проблемы синтеза искусств и тематики синестезии.
В качестве ключевых стратегий предстоящей конференции можно рассматривать:
- междисциплинарность как интеграцию разных научных областей и применение общих понятий для изучения одного феномена;
- трансдисциплинарность как стратегию исследования, пересекающую дисциплинарные границы и развивающую единое знание за пределами узкоспециализированных подходов.
Надеемся, что конференция послужит стимулом для развития новых научных контактов и исследований в сфере синтеза искусств и синестезии, способствующих расширению горизонта узких научных подходов в пользу единого знания.
К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, психологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства.
Основные направления работы конференции
- «Звукоизобразительность» в музыкальном творчестве
Н. А. Римского-Корсакова
– Синестетические особенности музыкального творчества
Н. А. Римского-Корсакова.
– Б. М. Галеев и Б. В. Асафьев о «цветном слухе» или синестезии Н. А. Римского-Корсакова.
– Система образно-цветовой символики тональностей Н. А. Римского-Корсакова.
– Исследование семантической функции тональности в музыке H. A. Римского-Корсакова: эмоционально-экспрессивные, синестетические, символические и философско-эстетические аспекты.
– Феномен «цветного слуха» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Б. В. Асафьева.
– Р. Шуман о характеристике тональностей.
– Проблема семантики тональностей как отражение характерных особенностей музыкального мышления композиторов.
– Исследования И. Ванечкиной, Б. Галеева, Е. Назайкинского, Ю. Parca, Б. Теплова, М. Старчеус, посвященные изучению метафорической природы синопсии.
– 140-летие со дня рождения Б. В. Асафьева — композитора, теоретика музыки, музыкального критика, педагога, Академика АН СССР, Народного артиста СССР. Синестетические особенности музыкального творчества Б. В. Асафьева.
- Полилог и синтез искусств
– Наследие Н. А. Римского-Корсакова в пространстве культуры.
– Творчество Н. А. Римского-Корсакова в русле философско-эстетических исканий Серебряного века.
– Творчество Н. А. Римского-Корсаков глазами русских художников.
– Современные интерпретации наследия Н. А. Римского-Корсакова.
– Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
– Проблема синтеза искусств в эстетике Серебряного века: символизм и авангард.
– Синтез искусств как средство преображения действительности: исторические аспекты и актуальные подходы.
– Теоретические основы синтеза искусств.
– Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.
– Идеи теургии, соборности и синтеза искусств в философии В. С. Соловьева и музыкальном творчестве А. Н. Скрябина.
– «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип синестезии и синтеза искусств.
– Светомузыка, как вид синтетического пространственно-временного искусства и ее связь с феноменом «цветного слуха».
– «Тотальное произведение искусства» Рихарда Вагнера и его актуальность в настоящее время.
– Эстетика «Gesamtkunstwerk» и ее проявление в таких произведениях как «Книга» С. Малларме, «Счастливая рука» А. Шенберга, «Модулятор пространства и света» Л. Мохой-Надя, жестокий театр А. Арто, «4’33’’» Д. Кейджа, «Свет» К. Штокхаузена и других.
– Поиски Кандинского в направлении создания нового синтетического искусства.
– Проблема синтеза искусств в эпоху романтизма и эпоху символизма.
– Поэтическая синестезия в творчестве символистов Серебряного века: И. Анненский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, В. Иванов, Ф. Сологуб и другие.
– Прогностические тенденции развития современного искусства.
- Современные исследования синестезии и синтеза искусств
– Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.
– Индивидуальные особенности «цветного слуха» в творчестве композиторов Г. Берлиоза, Ф. Листа, Н. А. Римского-Корсакова, A. Н. Скрябина, О. Мессиана, М. К. Чюрлёниса, Б. В. Асафьева.
– Взаимосвязь феномена «цветного слуха», творческого воображения и ассоциативности восприятия.
– Объективные (общие) и субъективные (индивидуальные) факторы формирования «цветного слуха». Объективный фактор феномена «цветного слуха» как эмоциональное отражение ощущений и настроений и субъективный — как его индивидуальное проявление.
– 150 лет со дня рождения австрийского композитора Арнольда Шенберга. А. Шенберг и В. Кандинский: революция в музыкальном и изобразительном искусстве.
– Вклад Б. М. Галеева — основателя НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза искусств.
– Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки).
– Светомузыка в творчестве современных композиторов.
– Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.
– Эстетическая и психологическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.
- Эстетика и феноменология: грани сопряжения
– Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.
– Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.
– Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.
- Исследования феноменов синестезии и синтеза искусств в психологии, эстетическом образовании и музыкальной педагогике
– Cинестетические особенности музыкального восприятия как психологическая и научно-педагогическая проблематика.
– Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.
– Новые тенденции и перспективы развития художественно-эстетического образования.
Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ.
Формы участия:
- очное участие в работе конференции с докладом;
- онлайн участие в работе конференции с докладом;
- участие в качестве слушателя.
Организационный комитет:
Твердовская Т. И. — проректор по научной работе СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения — председатель Оргкомитета;
Николаева Н. А. — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова — сопредседатель Оргкомитета;
Конанчук С. В. — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков СПбГИПСР, вице-президент Санкт-Петербургского «Союза Искусств» — сопредседатель Оргкомитета;
Члены Оргкомитета:
Зенкин К. В. — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Маньковская Н. Б. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва);
Коляденко Н. П. — доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (Новосибирск);
Михеева Ю. В. — доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры звукорежиссуры Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова;
Макарова С. А. — доктор филологических наук, редактор издательства «ЛЕКСРУС»;
Ланина М. В. — старший преподаватель кафедры иностранных языков СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
Рабочие языки конференции: русский, английский.
Проезд осуществляются за счёт участников конференции.
Заявки с указанием формы участия и краткой аннотацией доклада (см. Приложение) принимаются до 15 марта 2024 года по адресу электронной почты:
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок.
Программа конференции будет выслана участникам до 1 мая 2024 года.
Дополнительную информацию о конференции можно получить в Оргкомитете.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Николаева Нина Александровна
Тел.: +7-911- 229- 62 -89
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Конанчук Светлана Витальевна
Тел.: +7-921-373-81-43
E-mail: moskov_svetaАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Информация о конференции будет размещена на сайте Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Приложение
ЗАЯВКА
на участие в V I I Международной научной конференции
«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»
12 – 13 мая 2024 года
СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова
Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
1. Информация об участнике
ФИО: _____________________________________________________________________
Ученая степень, ученое звание: _____________________________________________________________________
Должность: _____________________________________________________________________
Место работы, учебы: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Контактный телефон: _____________________________________________________________________
E-mail: _____________________________________________________________________
Форма участия _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Потребность в технических средствах (мультимедийный проектор и пр.)_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Необходимость приглашения: _____________________________________________________________________
Необходимость размещения: _____________________________________________________________________
Особые пожелания _____________________________________________________________________
2. Требования к публикации тезисов
- Тезисы высылаются в формате .doc. Имя файла: в виде «Фамилия_tez» (например: «Ivanov_tez»). Объем тезисов — от 3-х до 5-и тыс. знаков с пробелами. Объем аннотации на русском и английском языках — 50 - 100 слов.
- Поля — 20 мм со всех сторон;
- Шрифт — Times New Roman, размер – 12
- Межстрочный интервал – одинарный;
- Выравнивание текста по ширине;
- Ориентация листа – книжная;
- Отступ красной строки—1,25 см; отступы до и после абзаца—0.
- В статье могут быть использованы курсив и полужирный шрифт (в качестве заголовка внутри статьи).
Ключевые слова: 5-7 слов и словосочетаний.
В левом верхнем углу страницы над названием статьи курсивом печатается ФИО автора (жирным шрифтом) и город. Название статьи дается БОЛЬШИМИ буквами жирным шрифтом. Между фамилией и инициалами — неразрывный пробел.
Список литературы оформляется в алфавитном порядке в конце тезисов. Ссылки на источники даются в квадратных скобках — [1, с. 45]. Первая цифра — номер источника, вторая — номер страницы.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕЗИСОВ
Ю. В. Михеева (Москва)
РОЖДЕНИЕ КИНООБРАЗА ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
Y. V. Mikheeva (Moscow)
THE BIRTH OF A MOVIE IMAGE FROM THE SPIRIT OF MUSIC
Аннотация. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст.
Abstract. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text. Text.
Ключевые слова: один, два, три, четыре, пять.
Keywords: one, two, three, four, five.
Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст. Основной текст.
Список литературы:
1. Вюйермоз Э. Музыка изображений // Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911–1933. Пер. с фр. / Предисл. С. Юткевича. М.: Искусство, 1988.
2. Дарденн Л. За спинами наших картин. М.: Роузбад Интер-эктив, 2021.
Будем рады видеть вас на нашей конференции!